За гуманізм, за демократію, за громадянську та національну згоду!
||||
Газету створено Борисом Федоровичем Дерев'янком 1 липня 1973 року
||||
Громадсько-політична газета
RSS

Культура

Немецкий режиссер-постановщик сделал из оперы «Турандот» триллер

№71 (9202) // 20 мая 2010 г.
А. Ботвинов

Любителей оперы и шумных премьер 22 и 27 мая ждет знакомство с необычной трактовкой оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Об этом наша беседа с исполняющим обязанности художественного руководителя Одесского национального театра оперы и балета, заслуженным артистом Украины Алексеем Ботвиновым.

— В культурном мире Одессы сейчас только и говорят, что о премьере «Турандот» — оперы, которую после войны на сцене Одесского оперного ни разу не ставили. Интерес подогревается еще и тем, что первый за последние двадцать лет премьерный спектакль готовит немецкий режиссер Кристиан фон Гётс, имеющий репутацию ультраавангардиста. Поговаривают, что некоторые из его спектаклей вызывают такую скандальную реакцию, что в Европе их даже снимают с показов.

— Все эти слухи крайне преувеличены. Фон Гётс ставит очень умеренные, практически классические оперные спектакли. А если говорить о его смелых авангардных постановках, то это касается творчества Кристиана, связанного с драматическими театрами, живущими совершенно по иным законам и требованиям. Кристиан прекрасно понимает формат Одесского оперного театра...

— Алексей, насколько мне известно, для постановки «Турандот» фон Гётса пригласили именно вы. Почему выбор пал на этого режиссера?

— В оперной труппе нашего театра очень хорошие солисты и оркестр. Нам повезло: мы нашли талантливейшего главного дирижера — Александра Самуилэ, под его руководством оркестр звучит потрясающе. Но нам не хватало современного режиссерского видения: в нашем театре спектакли ставились в академическом ключе, в то время как весь оперный мир уже лет тридцать развивается по пути экспериментов и на сцене европейской оперы происходит много интересного. Именно по этой причине украинские театры отсутствуют на всемирной оперной сцене. В нашем театре не было спектаклей, поставленных режиссерами первого ряда, и зрители, не выезжающие за границу, даже не имеют представления, о чем идет речь. Поэтому была задача пригласить талантливого востребованного режиссера-постановщика, способного поставить умеренный модерн, который не отпугнул бы нашу публику. Я видел постановки Кристиана фон Гётса — это потрясающе интересный режиссер, а в ходе общения понял, что он прекрасно понимает задачу и может с ней справиться, вот и предложил ему взяться за работу. На счету Кристиана около шестидесяти оперных постановок, но «Турандот» в их числе нет, поэтому он и согласился. Ему было интересно реализовать свое оригинальное понимание этой оперы. Я видел семь или восемь различных постановок «Турандот», но с такой трактовкой, как у фон Гётса, еще не сталкивался. Перед премьерой не стану раскрывать всех секретов, скажу лишь, что обычно в этой опере некоторые сцены «провисают». Фон Гётсу же удалось сделать их яркими и содержательными. Я считаю, что это режиссерское открытие. Он действительно выдающийся режиссер, и, уверен, спектакль ждет большой успех. Эта постановка станет не просто знаковой, а, может быть, даже революционной.

— Хоть немного приоткройте тайну — что же особого ждать зрителям?

— Во-первых, в этой постановке Кристиан поражает пластикой и хореографией. Этого нет в партитуре, но он решил ввести их в спектакль для придания опере интересного философского подтекста. Во-вторых, известный спектакль «Турандот», поставленный театром имени Вахтангова, воспринимается как комедия. «Турандот» же фон Гётса — это триллер, кровавая история, насыщенная страстями и смертями. Это очень серьезный спектакль, имеющий социальный подтекст. Зритель станет свидетелем событий, происходящих во времена диктаторского режима в Китае, в реально существующем обществе, в котором правит тирания. Под таким углом оперу «Турандот» еще не ставили. Понять не могу, как другие режиссеры упустили эту мысль?! Кстати, на премьеру прибудут журналисты из Киева, Москвы и даже из Европы. Таким образом, мы станем первым украинским театром, который заявит о себе на международном уровне. Очень надеемся на большой успех, в том числе и в Европе.

— Вы имеете в виду рецензии или же гастрольный тур по Европе?

— В мире, в том числе и в музыкальном, очень многое завязано на прессе: делается спектакль, театральные критики дают ему оценку, таким образом создается общественное мнение. Если оно положительное, то спектакль можно продвигать дальше. Должен сказать, что балет «Нуриев навсегда» и опера «Турандот» — это спектакли высокого европейского уровня, и с ними «за компанию» можно выдвигать и наш старый репертуар. Он совсем не плохой, к тому же, академический балет по-прежнему востребован.

— Как вообще возникла идея постановки «Турандот», ведь эта опера считается достаточно сложной, за нее берутся далеко не все театры?

— Когда нам поступали предложения о гастролях, нас спрашивали: есть ли в нашем репертуаре «Турандот»? Эта опера в хорошем смысле слова является шлягером, и она очень востребована. С ней больше шансов попасть на европейскую сцену. К тому же у нас огромный творческий потенциал. Другое дело, что наша опера до сих пор придерживалась советских традиций жанра. Взять хотя бы хор — он был очень статичен: во время пения едва двигался. Современная опера ставит совершенно иные требования — хор должен быть очень активным. И наши хористы, благодаря фон Гётсу и нашему главному хормейстеру Леониду Бутенко, перестроились.

— Сколько времени ушло на подготовку к премьере?

— Кристиан согласился взяться за постановку в сентябре. За полгода до премьеры он приехал с готовой концепцией.

Момент репетиции
Момент репетиции

— У худсовета были какие-то серьезные замечания?

— Лишь по одному техническому моменту, который мы объективно не могли решить.

— Вы говорите, что фон Гётс — звезда европейского уровня. Капризен ли он в работе?

— Считаю, что нам с ним очень повезло. Неизвестно, как другой режиссер повел бы себя на его месте. Не все сотрудники театра могут понять его требования (речь не идет о солистах или хористах). Проблемы возникали с декорациями. То, что для Кристиана как дважды два, для нас все равно, что совершить подвиг. Фон Гётс на каждом шагу удивлялся. Например, почему корректировки в бутафории нужно утверждать на уровне министерства?

— Алексей, объясните мне, каким образом фон Гётс успел поставить шестьдесят спектаклей, если только «Турандот» заняла у него девять месяцев?

— За это же время он поставил не менее четырех спектаклей! В Одессе непосредственно работой над постановкой он занимался месяц. Поставить «Турандот» за месяц — это большая работа! Если бы Кристиан не был настолько востребован, то непосредственно сама постановка заняла бы не меньше двух месяцев. Но фон Гётс не располагает таким временем, поэтому все делается быстро, в общей сложности репетиция длится от семи до десяти часов, в дни перед премьерой — еще дольше. Поэтому, если надо подписать какую-то бумажку и из-за этого Кристиан теряет час, он впадает в панику: «Мы теряем драгоценное время, на счету каждая минута!».

— Сколько артистов занято в спектакле?

— Порядка ста семидесяти человек с учетом оркестра, хора и привлеченного детского хора. Вот и представьте объем работы: для каждого надо сделать костюм, макияж, прическу... Это колоссальный труд и огромные материальные расходы. Причем, заметьте, меценатом постановки выступила только одна фирма («ПЛАСКЕ»), все остальные деньги взяты из бюджета театра. В эту премьеру мы вложили все, что заработали за полгода. Но для нас «Турандот» — это трамплин, поэтому мы и вкладываем в этот спектакль столько денег. Надеемся, что в дальнейшем у нас появится много спонсоров, да и государство начнет помогать. Во всем мире происходит именно так.

— Кто из солисток предстанет в образе Турандот?

— На сегодня у нас три Турандот. Кто будет петь во время премьеры, пока еще не известно. Каждая из них нервничает и надеется, что это будет именно она. Солистов понять можно — около двадцати лет в театре не было настоящей премьеры. Но, думаю, мы наладим этот процесс — сегодня наш театр переживает возрождение своей былой славы.

— Что ж, удачи вам во всех ваших начинаниях. С нетерпением будем ждать премьеры!

Интервью вела Ирина Вишневская



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

Нет комментариев
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
20/11/2024
Продовжується передплата, і відповідно благодійних вчинків стає більше — люди бажають подарувати газету тим, хто немає можливості зараз її передплатити з різних причин...
20/11/2024
Верховна Рада 19 листопада ухвалила проєкт державного бюджету на 2025 рік. Головний фінансовий документ країни підтримали 257 народних депутатів, 35 проголосували проти, 12 утримались, а 21 не голосував...
20/11/2024
Реагуємо на черговий напад ворога. В ОВА провели засідання комісії з питань техногенно-екологічної безпеки та надзвичайних ситуацій...
20/11/2024
Погода в Одесі 22—27 листопада
Все новости



Архив номеров
ноябрь 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.028