|
Выставка новых произведений живописи Юрия Цуркана (Германия) из частной коллекции Михаила Полубока (Украина) стала событием, которое привлекло внимание, прежде всего, специалистов, искусствоведов, коллекционеров и коллег мастера. Во время открытия состоялась также презентация нового альбома, воспроизводящего картины упомянутой выставки, идея издания которого принадлежит организатору выставки Валентине Чепельчук.
Это второй за последние пять лет творческий отчет художника перед земляками, который, как и предыдущий, состоялся в Одесском музее западного и восточного искусства. Представлены достаточно масштабные полотна, выполненные преимущественно за последние два года. Существует тип художника-интроверта, немногословного и непубличного, не так часто демонстрирующего свое творчество. К таким художникам относится и Юрий Цуркан.
В 1976 году Юрий окончил Одесское художественное училище им М. Грекова и девять лет преподавал в художественной школе им. К. Костанди. Из Союза эмигрировал в 1988 году и с 1989 года живет в Берлине. Сегодня на счету пятидесятичетырехлетнего художника около двадцати выставок в Украине, Германии, Италии и Франции. Цуркан известен также многим как график и иконописец, много лет занимавшийся реставрацией. Поэтому неудивительно, что его работы, стиль которых сложился уже давно, привлекают линеарной выразительностью рисунка, тонким лессировочным письмом, позволяющим дематериализовать форму, узором рассыпных бликов и светящихся штрихов, воскрешающих в памяти иконописные приемы. Работам Юрия Цуркана присуща также недосказанность, метафоричность образов, метафизическая неопределенность и сюрреалистически неожиданная комбинация предметного мира.
Композиционно это почти всегда некое окно или портал в открывшийся внезапно поэтический мир, залитый мягким утренним или вечерним светом. Предметы полотен художника существуют, прежде всего, в ассоциативной взаимосвязи... Это мир образов-призраков, неких символов ушедших эпох, способных, как легкий сон, слегка тревожить наше сознание. Все это вместе порождает чувство ирреальности мира. В картинах также явственно ощущается влияние раннего итальянского и немецкого Возрождения в современной несколько гротескной интерпретации излюбленных образов. Они передают длительные душевные состояния или исполненные многозначности символические действия.
Хочу также отметить, что при первом знакомстве полотна Юрия Цуркана поражают новизной индивидуальной интерпретации, декоративной изысканностью и эффектностью, красотой цвета и стилистической цельностью, а в целом — необычным и смелым формальным языком. Перед вами художник-эстет, сумевший осовременить Ренессанс и модерн, использовав для этого сюрреалистические подходы. Однако, несмотря на общее удовлетворение от увиденного, при более длительном знакомстве с картинами, на мой взгляд, интерес к ним несколько ослабевает. Пытаясь объяснить себе вдруг возникшее чувство, вы приходите к заключению, что многие из работ художника не всегда глубоко содержательны, а круг образов их достаточно ограничен. Кто-то в толпе зрителей, пришедших на вернисаж, вполне серьезно заметил, что эти картины могли бы послужить в качестве великолепных шпалер для интерьера в стиле постмодернизма. В этом нет ничего зазорного, ведь и Рафаэль, и Рубенс, каждый в свое время, развивали этот достаточно востребованный вид искусства.
Безусловно, для автора важна оценка его творчества современниками. С другой стороны, произведение художника автономно — это своего рода логичная, замкнутая система образов, которая без вмешательства автора обречена оставаться неизменной. В этом смысле произведение самодовлеющее.
Владимир Кудлач