|
— Был бы это ХIХ век, половина Союза записалась бы в дуэлянты, а вторая — в секунданты, — в сердцах оценил ситуацию, возникшую в Одесской областной организации Национального Союза писателей Украины, поэт Антон Михайлевский.
А ведь, собственно, ничего из ряда вон выходящего не произошло. В день весеннего равноденствия, 22 марта, мастера слова проводили собрание. Выплеснутые на нем эмоции напоминали бурное половодье, клокочущее водоворотами и подводными течениями.
СТАРО, как мир: писатель и время. Социальный всплеск, именуемый «помаранчевой революцией», не оставил равнодушными и одесских литераторов. Одни, как Наталия Чамлай, Олекса Ризныченко, Геннадий Щипкивский, Олег Олийныкив, всем сердцем впитывали волнительные мгновения на Майдане. Другие сопереживали революционным настроениям на Думской площади и Куликовом поле.
Выступивший с докладом секретарь правления Владимир Гаранин подчеркнул:
— Национальный Союз писателей Украины можно по праву считать возмутителем спокойствия. Он в полной мере ощутил на себе давление бывшего режима. И попытки раскола, и посягательство на Дом писателей, и препятствование в проведении внеочередного протестного съезда.
Действительно, значение форума под открытым киевским небом выходит далеко за пределы внутрисоюзной жизни. Литераторы продемонстрировали: на их знамени начертаны слова — «Свобода» и «Достоинство».
— Но в целом областная организация не проявила своей позиции по отношению к судьбоносным событиям, — сокрушался поэт Николай Палиенко. — Отмолчались, отсиделись. Не дали оценки чиновникам, ратующим за сепаратизм. А ведь люди ждали от писателей откровенного, честного, мужественного слова.
Поэт и переводчик Анатолий Глущак высказал претензии в адрес председателя писательской организации Геннадия Щипкивского за «единоличное принятие решений». Неоднозначное толкование вызвало открытое письмо «Одессе нужен Украинский дом». Среди подписантов — и Геннадий Щипкивский. По мнению прозаика и литературоведа Василия Барладяну-Бырладника, письмо вредит делу и потакает властям. «Это — позор, что в Одессе до сих пор нет Украинского дома. Здание бывшего кинотеатра «Украина» на Ришельевской хотят прихватизировать».
— А что плохого в этом письме? — противоположное мнение высказал Олекса Ризныченко. — К тому же Союз, наконец, заработал. Сделан ремонт здания. После длительного затишья начали издаваться книги. Учрежден новый журнал «Море».
— Когда все было доведено до ручки, то все молчали, — вторил ему прозаик Анатолий Колисниченко. — А сейчас начались нападки — «рвут на части».
— Думайте о высоком, — напомнил высказывание Олеся Гончара литературовед Григорий Зленко. — Не опускайтесь до уровня «привозных» пересудов. Перемены в работе организации разительны. Не видеть этого нельзя. Поставьте себя на место Щипкивского и спросите: «Сделал бы я то, что сделал он?» Да никогда! Одно дело молоть языком, а другое — толкать плуг.
Патриарх организации, литературный критик Евгений Присовский вспомнил незабвенных Ивана Гайдаенко и Ивана Рядченко, возможно, наилучших председателей Одесской областной писательской организации за всю ее историю. Но и ими не все были довольны. Так уж устроены писатели — «...усiм хочеться булави».
Относительно булавы — судить не берусь. В знак несогласия с «общей линией» Анатолий Глущак объявил о своем выходе из состава правления. Но то, что организации, насчитывающей 52 писателя, необходимо совершенствовать свою деятельность, бесспорно. Писательский дом должен стать своеобразным клубом, где все «прозрачно и откровенно», где обсуждаются планы и новые книги, где пульсирует творческая мысль людей, познавших таинство Слова.
Владимир НЕВМЫТЫЙ.
Член НСПУ.