|
С генеральным директором Одесского национального академического театра оперы и балета, народным артистом Украины Анатолием Дудой, и.о. художественного руководителя, заслуженным артистом Украины Алексеем Ботвиновым и главным балетмейстером, заслуженным артистом Украины Юрием Васюченко мы говорили о репертуарных планах театра.
На сентябрь текущего года намечена премьера оперы «Кармен» в постановке Дмитрия Богомазова и, конечно же, в декорациях «его» сценографа Александра Друганова. Кто знает спектакли в Одесском украинском театре — «Щастя поруч», «Эдип», «Гамлет», тот может предвкушать незаурядную, дерзкую трактовку и эффектное зрелище! Далее — опера «Евгений Онегин» в постановке режиссера Ивана Поповски, македонца, работающего в Москве в театре Петра Фоменко. В Большом театре он поставил «Войну и мир» С. Прокофьева, специализируется на русской опере, сотрудничает с великой Галиной Вишневской в муниципальном оперном молодежном театре при ее благотворительном фонде; на драматической сцене ставил пьесы Ионеско.
На 22 мая намечена премьера оперы Дж. Пуччини «Турандот». Постановщик — Кристиан фон Гетц из Германии. На его счету более 60 оперных и драматических постановок в театрах Европы. В 2009 году на Эдинбургском фестивале с блеском была показана поставленная им опера Р. Штрауса «Каприччио», собравшая множество хвалебных откликов прессы и перенесенная им затем на подмостки театра в Кельне. Сам же постановщик получил приглашения на работу из Парижа, Мадрида, Лиссабона.
На одесскую премьеру «Турандот» приглашены и согласились приехать ведущие музыкальные критики из «Фигаро», «Гардиан», «Ди Цайт», «Франкфуртер Альгемайне», «Опернвельт» — «топовых СМИ», как теперь принято выражаться. «Для Украины это был бы прорыв, «окно в Европу», — говорит Алексей Ботвинов, — ведь сама личность постановщика вызывает мировой интерес. Только вот господин министр Вовкун полагает, что это для нас «дорого» и настоятельно рекомендует «искать своего», не соглашаясь санкционировать расходы из заработанных театром средств».
На «Турандот» в Одесской опере намечены три состава исполнителей. Солисты разучивают партии, с ними работает главный дирижер театра, народный артист Молдовы Александр Самоилэ, который уже обговаривал с фон Гетцем все творческие моменты.
А вот как насчет того, спросила я, что оркестровая яма Одесского оперного театра не в состоянии вместить «вагнеровский» либо «рихардоштраусовский» оркестр, на что так сетовал экс-гендиректор театра С. Проскурня? «В Штутгарте, — ответил Ботвинов, — яма еще меньше нашей, но они с уменьшенным составом оркестра осуществили постановку всех четырех опер «Нибелунгов» Рихарда Вагнера, которая была отмечена всевозможными призами. Я видел их «усеченные» партитуры, они изданы, это нормальная, профессиональная оркестровка. Без Вагнера и Р. Штрауса Германия себя не мыслит».
Кроме обеспечения стационарных постановок, Алексей Ботвинов налаживает сейчас фестивальные договоренности со Швейцарией, чтобы одесские опера и балет смогли принять участие в Днях культуры Украины, которые намечены в Швейцарии на начало осени.
Приглашения эти осуществляются, можно сказать, на основе личных творческих связей, потому что наше государство не готово платить европейские гонорары европейским специалистам, согласившимся поработать в нашем национальном театре. Законодательно определенный гонорарный максимум составляет для постановщика спектакля 100 000 гривен, в эту сумму входят также расходы на дорогу и проживание, 30% надбавки иностранцу и уплата налога. Так что работают у нас, можно сказать, за наше к вам уважение. Доплатить иностранному специалисту можно из средств, заработанных театром, но на это надо испросить разрешение министра...
Возрождение оперы в Одессе начали с балета! Неподдельные симпатии одесситов снискала премьера «Нуриев навсегда». В планах Юрия Васюченко — радикально обновить «Щелкунчик». Подновили «Баядерку». Восстановили «Спящую красавицу» в ее первоначальной «одесской» редакции, которую главный балетмейстер считает весьма достойной, но вот реквизит балета приводит его в отчаяние: костюмы сшиты в... 1957 году!
«Если нам удастся расширить балетную труппу хотя бы до 100 человек, — говорит Ю. Васюченко, — мы сможем обратиться к «Спартаку» в постановке Юрия Григоровича: именно его «Спартак» и «Щелкунчик» признаны лучшими в мире. Мне пришлось поработать ассистентом у Григоровича в некоторых балетах, например, в «Ромео и Джульетте», «Легенде о любви». Я хорошо помню хореографию его «Щелкунчика». Мы могли бы пригласить на постановку сегодняшних ассистентов Григоровича, а он бы выступил как куратор и координатор постановки. Пригласить бы на нее мировых звезд балета!..».
Сейчас Юрий Васюченко восстанавливает для одесситов «Пахиту» Минкуса и «Вальпургиеву ночь» Гуно. «Есть, — рассказал он мне, — каноническая хореография этих балетов в московском и ленинградском вариантах. Но время вносит коррективы: «Корсара», который успешно шел 50 лет назад, сегодня смотреть невозможно, особенно требует обновления интерпретация кордебалета».
Мечта главного балетмейстера — спектакль об Одессе, эксцентричный, искрометный, с юмором. И хорошо бы поставить его на музыку Исаака Шварца, с которым Юрий Васюченко очень хотел встретиться для переговоров, но не довелось — композитор ушел из жизни. Васюченко нашел много неисполняемой музыки И. Шварца, записанной на диски. И еще он как балетмейстер испытывает огромный интерес к личности Чарли Чаплина и написанной Чаплиным для кино музыке, которая, по мнению Васюченко, очень танцевальная и «с русским акцентом».
...С 1 марта в оперном театре вздорожали билеты (зарабатывать-то приходится!), но небогатые меломаны могут быть спокойны: нижняя отметка цены осталась прежняя, 20 гривен, а поднялась верхняя, со 120 до 150 гривен. Думается, обеспеченные люди примут во внимание проблемы театра и не будут в претензии.
На пресс-конференции с руководством Одесской оперы, которая состоялась 26 февраля в пресс-центре «Паритет», речь пошла о конфликте, который разгорелся в театре летом 2008 года и был связан с проведением очередной министерской аттестации творческого состава, в результате которой из труппы были отчислены некоторые молодые и, как ранее представлялось, перспективные солистки. Одна из них была восстановлена на работе решением суда, но дирекция театра отказывалась выполнить это решение. Анатолий Дуда привел свою версию событий: солистке было направлено три письма от имени администрации театра, но актриса к директору не явилась. И вообще, сообщил А. И. Дуда, дирекция театра подала апелляцию на это судебное решение...
Пошла также речь о нескольких увольнениях, осуществленных А. И. Дудой: троих артистов хора, которые позволили себе «прокатиться» на гастроли в страны Бенилюкса в составе «Дон Жуана» производства «Новой одесской оперы» С. Проскурни, а также об увольнении «возмутителя спокойствия», председателя независимого профсоюза театра Виталия Сивоглаза. Все уволенные подали иски в суд.
Честно говоря, мне не хотелось бы подробно приводить здесь версию конфликтной ситуации, озвученную Анатолием Ивановичем Дудой, потому что прозвучала она довольно-таки резко и свидетельствует, на мой взгляд, о том, что конфликт не погашен и не залечен, а его попытались, так сказать, ликвидировать хирургическим путем. Стороны не нашли компромисса, каждый упорствует в своем видении ситуации, хотя руководство театра публично заверяет, что «в театре раскола нет». На самом же деле сложившаяся коллизия далеко не однозначна, и истина, как водится, «где-то посередине». Мне довелось изучать природу конфликта месяцами, беседовать с разными представителями обеих «сторон», и сделать однозначные выводы оказалось затруднительно. Ни один театральный организм не застрахован от «нарывов», но и «хирургия» — тоже не самое надежное лечение...
Надеемся, эти неприятные коллизии, кое-кем «со стороны», как показывают события последнего полугодия, активно используемые, не навредят творческим начинаниям театра, который, что бы ни говорили недоброжелатели, возрождается из застойной рутины.
Тина Арсеньева