|
Символическая дата в одесской театральной жизни — 10 февраля: именно в этот день 1810 года в Городском театре Одессы был дан первый спектакль. А находился Городской театр, как известно, на месте нашего оперного, чье роскошное здание много позже было спроектировано Ф. Фельнером и Г. Гельмером. Посему наш оперный считает себя вправе выводить свою родословную от того первого в Одессе театра, в котором тоже давали оперу и который, конечно же, посещал и Пушкин!..
Солидную дату 200-летия надо бы отметить, да с деньгами туго, держава в горячке политических выборов. Отметили скромно, но достойно: приглашением замечательных молодых гастролеров. Балетная пара Полина и Дмитрий Семионовы, брат и сестра, солисты Штаатсоперы в Берлине, станцевали в премьерном одесском спектакле «Нуриев навсегда».
С главным балетмейстером Одесского национального академического театра оперы и балета, заслуженным артистом Украины Юрием ВАСЮЧЕНКО мы говорили не только о гастролерах (Полина Семионова — его ученица), но и о том, как вообще обстоят дела в театре. В разговоре приняли участие директор театра, народный артист Украины Анатолий ДУДА и все еще и.о. художественного руководителя театра, заслуженный артист Украины Алексей БОТВИНОВ.
Юрий Васюченко рассказал, что 26-летняя Полина Семионова, на которую вперебой претендовали Большой и Мариинский театры, танцует в берлинской Штаатсопере, имея еще и контракты с Ла Скала, да вообще практически со всеми ведущими театрами мира. Когда ей было 15 лет, Юрий Васюченко был ее педагогом по дуэту в Московской государственной академии хореографии, где будущая звезда балета занималась в классе Софьи Николаевны Головкиной. Два с половиной года Васюченко вел с юным дарованием дополнительные занятия и репетиции, каждый день без выходных, с шести до десяти часов вечера. Готовил к участию в Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов. Помогал разучивать заглавные партии в «Лебедином озере». Рабочий, то есть учебный, день будущей солистки балета — с девяти утра до десяти вечера!
«Увидел в ее глазах талант», — говорит Васюченко. Что, и талант балерины читается, прежде всего, в глазах? «Именно в глазах! А работа — уже потом. Полина оказалась невероятно трудолюбивой. Сейчас она уже станцевала практически весь классический репертуар на лучших сценах мира».
Брат ее Дмитрий станцевал, соответственно, весь мужской репертуар классического балета. Начинал же — в Мариинке. Дмитрий и Полина Семионовы составили великолепный дуэт, но, как сами они сознались Юрию Васюченко, те партии, в которых выражены бурная любовь и страсть, они, брат и сестра, стесняются танцевать вместе. «Я им говорил: вы же артисты, это игра! — смеется Васюченко. — Но они отговариваются тем, что нельзя зацикливаться на одном партнере».
...Гастролеры такого класса — всегда праздник для города. Но теперь и наша балетная труппа приобрела себе перспективные молодые дарования, наша газета писала об этом в связи с премьерой дайджест-балета «Нуриев навсегда». Только вот — удержим ли ребят в Одессе? «Главное для них, — убежден Васюченко, — творчество, потому что балетный век короток. Надо, чтобы были премьеры, спектакли!». Да, — ну, а потом? Да и теперь: жить-то светлым приезжим талантам где-то надо?..
Директор театра Анатолий Иванович ДУДА о многом говорил с горечью. В пятиэтажном здании на улице Космонавтов, о котором совсем недавно мне довелось писать в связи с проблемой общежития для студентов «Грековки», заканчивается ремонт, оно предназначено для мастеров искусств, а претенденты на жилье уже выстраиваются в очередь. Как эта пятиэтажка вместит всех бесприютных «митцiв», ума не приложу. Зданием распоряжается управление культуры облгосадминистрации. Оперный театр дал заявку на 30 мест, управление «откорректировало» цифру: предварительные 14.
На улице Садиковской есть здание, в котором размещаются производственные мастерские оперного театра. Построено оно в 1966 году и с тех пор капремонта не знавало. И в некоторых его помещениях, для жилья отнюдь не приспособленных, проживают работники театра. Поселены были туда в ожидании получения квартир — и прожили в этом ожидании по 30—35 лет! В очереди на получение квартир стояли первыми номерами... да так без своего угла и ушли на пенсию. А на реконструкцию этого здания у театра нет средств.
От Министерства культуры и туризма театр получает лишь фонд зарплаты и начисления на зарплату. Прочее: затраты на постановки, текущие ремонты, коммунальные услуги, на оплату гастролеров и пожарников и т.д., и т.п., — театр обязан заработать сам. А когда же это сложное искусство оперы было прибыльным?! Во всем мире это понимают, но не в Украине.
Законодательные и охранные нормы для творческих исполнителей, говорит А. И. Дуда, действуют в Украине те, что были приняты в... 1947 году! И принятый украинским парламентом Закон о театре этого обстоятельства совершенно не учитывает. Ничего не сказано в законе о контрактной форме работы, в театрах трудятся на основе «срочных трудовых договоров», ни к чему, по сути, не обязывающих администрацию: не прописаны в них ни нормы социальной защиты, ни принципы начисления зарплат, ни обеспечение жильем. Цены у нас уже европейского уровня, а вот зарплаты и законодательные нормы труда — большевистские...
Дирекция Одесского оперного обратилась в конце прошлого года в Кабинет Министров, изложив проблемы театра, получившего статус национального. Попросила внести отдельной строкой в Закон о госбюджете 2010 года выделение средств на строительство театрального общежития и на реконструкцию здания театрального производственного комбината; попросила расширить наконец-то штатное расписание согласно Положению о статусе национального театра, а это примерно на 50%. Попросила средства на приобретение квартир для главных творческих специалистов: недавно приглашенные главный дирижер и главный балетмейстер не имеют жилья в Одессе, а ведь еще надо и главного режиссера подыскать. Еще одна проблема — транспорт: 33-летняя «Волга» и столь же почтенные автобусы давно подлежат списанию, театру необходимы новый автобус для поездок на гастроли, микроавтобус, легковой автомобиль.
По всем этим проблемам Премьер-министр Юлия Тимошенко дала «окремi доручення» Министерству культуры и туризма, Одесской областной администрации, Одесскому горисполкому...
Алексей Ботвинов по сей день — и.о. художественного руководителя. В штате не числится. Министерство приказ о его назначении издавать отказывается.
Мало того, что приглашение конкретного гастролера-постановщика надо согласовать с министром культуры (а если последний не согласится?), — надо еще и на доплату гастролеру из своих кровных разрешения испросить! А вот министр Вовкун — не разрешает, и все дела. Даже деньги, вырученные от продажи билетов, театр не имеет права расходовать по своему усмотрению. Тяжела ты, корона национального статуса! Без меценатов театру не выжить. Кстати, где же он, протекционистский Закон о меценатстве?! Помнится, пан Вовкун поставил во главе попечительского совета одесского оперного себя лично. Благотворительные взносы пока что в копилку театра не посыпались...
Теперь вот театр, сделавшийся, по сути, заложником политических игрищ, разменной монетой на торгах коррумпированных «политкумовьев» и «любих друзiв», в трепете дожидается результатов очередного «народного волеизъявления». Кого «снимут», кого «поставят», кто с кем «договорится»?.. При этом есть у театра «планов громадье», есть интересные проекты, о которых мы еще расскажем.
«Мы выживаем за счет сформированного ядра творческих единомышленников, — подытожил нашу беседу Анатолий Дуда. — У нас это сотрудничество складывается, и будем надеяться!». «Ждем президентской инаугурации как шанса на определенность, — говорит Алексей Ботвинов. — Уж пусть не помогают — только бы не мешали!.. Хотя опера и балет всегда нуждаются в поддержке государства, которой пользуются театры во всем мире».
Тина Арсеньева. Фото Олега Владимирского