|
Камерному дуэту «Каданс» исполнилось 15 лет. Само название — музыкальный термин, который его участники расшифровывают как «камерный дуэт нетрадиционного состава». И в самом деле: скрипка и баян! На постсоветском пространстве они были (да, кажется, и остаются) первыми и единственными. Сочетание того, что считалось несочетаемым, — возникает не силой одного лишь умения, искусства...
Как поразительно чутко слышат они друг друга! Как Баян отзывается Скрипке, как он вздыхает, как Скрипка подзадоривает Баян или говорит что-то с необыкновенной нежностью! Это Ергиевы — Иван и Елена, муж и жена.
ЭТО ЛЮБОВЬ, переложенная на музыку. Слово это в музыкальной рецензии кажется неуместным, но музыковедческие термины, вроде «ансамблевости исполнения», не могут его заменить. Это — то, что «сверх исполнительства», что входит в состав «творчества и чудотворства».
С первой же ноты в юбилейном концерте Ергиевых на сцене Одесской филармонии мы это дуновение духа чувствуем. Да и начинают они — с Баха! Хоральная прелюдия очень тонко переложена для дуэта Иваном Ергиевым. А потом — знаменитая органная Токката ре минор. Баян — вместо органа. И — впечатляет! И поднимает нас в выси, которых мы так жаждем, но в которые и сам Бах не поднимет, если музыкант не окрылит его ноты.
Слушаем произведение за произведением — а между тем возникает некая «интрига». На сцену неожиданно выходят семь фей — очень юных девушек в воздушных светлых платьях до пят. Это ансамбль «Леди стрингз» — ученицы Елены. Кто-то уже учится и в консерватории. Они играют известный эпизод концерта А. Вивальди из цикла «Времена года», солирует Елена Ергиева, — и с каким азартом всё это исполняется, какая живая пульсация!
А потом на сцену выходит Екатерина Ергиева, дочь, пианистка, студентка консерватории, недавно ставшая лауреатом четвёртого Международного конкурса пианистов памяти Э. Гилельса. И дуэт преображается в трио. Нужно сказать, что я ещё год назад отметил уместность её появления в этом составе — возникают как бы новые краски, новые возможности.
Это не только музыка, но и своего рода «театр», ненавязчивая, но уместная пластическая выразительность. Картинные позы, цветовые пятна платьев, передвижения по сцене. В эту игру включается и Екатерина. Вообще во всём этом присутствует «эстрадность» в самом хорошем смысле — как легкость, импровизационность, живой поток музыки, рождающейся здесь и сейчас, и наслаждение игрой. И к этому ещё следует добавить незаурядный темперамент исполнителей, эмоциональность, даже чувственность каждой ноты.
Профессиональный уровень исполнителей виден невооружённым глазом. Дуэт — лауреат многочисленных международных конкурсов. Елена — преподаватель и зав. отделом струнных в училище имени Данькевича. Иван — и.о. профессора музыкальной академии, кандидат искусствоведения, заслуженный артист Украины. Они играют разную музыку — в том числе и самую сложную, современную, неизменно участвуя в фестивале «Два дня и две ночи музыки». Но на этот раз они сделали крен в сторону популярной музыки. И мы были им за это очень благодарны. Каждый услышал музыку своей юности.
Все эти бесчисленные танго, шлягеры прошлых лет были воистину преображены и одухотворены, исполнены с такой тонкостью, таким изяществом, артистизмом! Тут, конечно, сыграли свою роль безупречный вкус и тонкость аранжировок Ивана Ергиева. Он, кстати, сын баяниста-самоучки, который уже в десять лет играл на свадьбах. Однако же — сначала в течение многих лет осваивал «благородный инструмент», фортепиано. Пока не вернулся к отцовскому баяну.
Не могу не отметить в их исполнении произведения Астора Пьяццоллы — думаю, что «Либертанго» в аранжировке Ивана Ергиева звучит лучше, чем у кого бы то ни было другого. Мы слушали, и всё как бы делало нас хоть на йоту более счастливыми, даря радость живой музыки. А не той, что «как в звукозаписи», консервированной.
В завершение концерта — опять Бах, Брамс. Снова выходят на сцену юные феи, успевшие переодеться. И нет конца аплодисментам, цветам, поздравлениям. Я думаю, что мы присутствовали не только на юбилейном концерте дуэта «Каданс». Мы присутствовали при рождении нового коллектива — трио. Следовало бы сказать — три «О!» — три восклицания восторга, исторгнутого из наших душ. А может быть — «три Е»? Трое Ергиевых — Елена, Екатерина, Иван. Хочется надеяться на счастливую судьбу семейного содружества, способного рождать радость музыки.
Илья Рейдерман