|
Так называется книга журналиста Владимира Ханелиса, выпущенная в эти дни в Иерусалиме издательством «Филобиблон». В ней 472 страницы. Более 4000 персоналий. Надо очень любить этот город, его людей, чтобы взяться за такой, до сих пор казавшийся неподъемным, труд: собрать биографические сведения о знаменитых, интересных людях, родившихся, учившихся в Одессе, родившихся на территории нынешней Одесской области. На это у Владимира Ханелиса ушло пятнадцать (по скромным подсчетам) лет.
— Мысль о подобном труде обычно приходит неожиданно, как озарение. Когда вас «озарило»?
— Однажды, в году 84-м или 85-м, уже не помню зачем, я открыл том Большой советской энциклопедии. На нужной мне странице обнаружил две фамилии людей, родившихся в Одессе. На одной странице — две фамилии! Перевернул несколько страниц — снова одесситы. Это меня заинтересовало. Я всегда знал, в родном мне городе родились, учились многие интересные, знаменитые люди. Данные о них я и решил собрать вместе. Кроме того — у каждого нормального еврея, должно быть какое-то одно ненормальное хобби. Вот такое увлечение появилось и у меня.
— И на это ушло пятнадцать лет ?
— Если не больше... А куда спешить? Перед нами — вечность.
— Немногие из писателей так долго писали одну книжку...
— Я ее не писал. И в ней написано: «автор-составитель».
— Работа началась, впереди — безбрежное море информации. Как вы знали, в какую сторону плыть?
— С самого начала работы я поставил определенные рамки и ограничения. Во-первых, собирать имена только тех, кто родился или учился в Одессе. Поэтому за рамками этой книги, которая, как я считаю, является «материалом к энциклопедическому словарю» — не беру на себя смелость назвать ее «Энциклопедическим словарем» — остались многие знаменитые люди. Например, национальный поэт Израиля Хаим-Нахман Бялик, «классический» одессит, актер Михаил Водяной и другие знаменитости, многие годы жившие и работавшие в Одессе.
Я старался дать самые краткие сведения о персоналиях: родился, умер (где, когда?); учился (где, когда, у кого?); профессия; чем знаменит (какие открытия сделал, какие книги написал, какие музыкальные произведения сочинил?); область научных интересов; был ли репрессирован; военные звания (у военачальников и Героях Советского Союза) и т.д. Но и при всех этих и других ограничениях (я, как правило, не указывал научные звания и премии), в книге 472 страницы большого формата. Могло быть и четыре тысячи... О малоизвестных широкому кругу читателей, но интересных людях я старался написать чуть побольше, чем о тех, кого знают все.
— Были какие-то «неожиданные» одесситы?
— Были. Например, отец адмирала Колчака, генерал-майор, герой Крымской войны, ученый-металлург. Военный разведчик Михаил Мазникер. Не буду перечислять его подвиги. Но когда он «вернулся с холода», то был отправлен работать учителем немецкого языка в школу. По поводу этого назначения Мазникер пошутил: «Лучше в школу — чем на Колыму». Его «коллегу», Семенова (Таубмана), ученого-физика, человека, руководившего одно время советской научно-технической разведкой в США, добывшего и переправившего в СССР тогда еще секретный пенициллин, отправили работать кочегаром на текстильную фабрику, где по его словам «было тепло и много свободного времени...». Замечу — в ЧК, ГПУ, НКВД, во внешней разведке одесситов было очень много. После войны, с 1950-х их число заметно поубавилось...
...Борис Лисаневич — артист балета, предприниматель, коллекционер, охотник. «Открытие» Непала туристами стало возможно только благодаря его деятельности. Американский журнал «Лайф» в 1959 назвал его «второй достопримечательностью в Непале, после Эвереста».
...Из «неожиданных» одесситок — Стефания Петровская, сожительница Сталина во время его ссылок в Сольвычегорск, Вологодскую область и в Баку. К сожалению, я не нашел даты ее рождения. Кстати, одна из жен сына Сталина, Якова, была одесситка. Дмитрий, младший брат Ленина 14 лет был женат на одесситке Антонине Нещеретовой. Марьям Исаева — чеченская писательница, поэт, переводчик. Ее отец, один из первых просветителей Чечни учился в Новороссийском (Одесском) университете.
— А были книги на подобную одесскую тематику до ваших «Материалов для энциклопедического словаря»?
— Я видел только одну такую, изданную в Одессе работу, очень большую, но на мой взгляд, очень несерьезную. В предисловии ее автор пишет: «В моей книге нет дат смерти людей живших и работавших в Одессе, потому что люди, которые жили и работали в Одессе — бессмертны». Отсутствует в ней и справочный аппарат.
— В книге бросается в глаза огромное число еврейских фамилий...
— Это нетрудно объяснить. В некоторые периоды относительно короткой истории города (основан в 1792), еврейское население Одессы доходило до 40 процентов от общего. Но в книге много французских, греческих, итальянских, русских, украинских, немецких, караимских, польских фамилий...
Отдельно хочу сказать о болгарской общине. На мой взгляд, современную историю Болгарии (как и Греции) нельзя изучать в «отрыве» от Одессы. Множество болгарских военных, политиков, революционеров, писателей, ученых родились в Одессе или на территории нынешней Одесской области. Я подчеркиваю слово «нынешней», так как со дня основания, 27 февраля 1932 года область часто меняла границы.
В Одессе родились, учились грузины, армяне, латыши, литовцы, таджики, монголы... Многие из них стали выдающимися людьми в своих странах.
...Ну, а евреи... Одесские евреи становились русскими, украинскими, американскими, французскими, аргентинскими учеными, писателями, поэтами, художниками, революционерами; основателями литературы и музыки «малых» народов СССР; христианскими священниками и философами... Примеров этому в моей книге не счесть.
Кстати, число евреев, родившихся в Одессе, намного больше числа евреев, учившихся в Одессе. Совсем нетрудно догадаться — почему...
И еще об одесских евреях и евреях, родившихся на территории нынешней Одесской области. Их вклад в историю сионизма, вклад в историю, политику, армию, науку и культуру Государства Израиль был, по словам одного еврея-одессита, «большим, чем вклад Нью-Йорка, Лондона и Парижа вместе взятых». Примеров этому в книге, снова — не счесть...
— С какими трудностями приходилось сталкиваться в работе?
— О них «не рассказать и не описать». Если честно, то если бы я не был так самоуверен пятнадцать лет назад, представлял, что меня ждет, то никогда не взялся бы за составление такой книги.
...В разных изданиях имя и фамилия человека пишутся по-разному, в разных источниках — разные даты его рождения и смерти. Люди меняли фамилии, имена, отчества (особенно евреи после революции), у них были псевдонимы и подпольные клички... Пример — одесский еврей Овсий Михайлович (?) Нахамкис после Февральской революции ходатайствовал (первым в России) о замене своей фамилии на псевдоним Стеклов. Его ходатайство, в отличие от предыдущего «всеподданнейшего» на имя Николая II, было удовлетворено. Товарищ Стеклов стал первым редактором «Известий».
Меняли свои названия города, села, учебные и государственные учреждения.
Различные источники, особенно постперестроечные издания, пестрят ошибками, неточностями и просто выдумками. Иногда трудно найти точные даты, места рождения или смерти даже наших современников. Пример — Давид Макаревский, известный юморист, сценарист, шоумен, звезда одесского КВН. Он умер в 2007 году, в Германии. Его друзья написали воспоминания, некрологи. Но ни в одном нет ни даты, ни места рождения. Поэтому его имени нет в книге. Не смог найти я и дату смерти известного кинооператора («Карнавальная ночь» и др.), одессита Аркадия Кольцатого (Копелевича). Он родился в 1905, в 1981 эмигрировал в США. Дальше — никакой информации.
Не сомневаюсь, что и в моей работе есть ошибки, неточности. Все обоснованные исправления, замечания и дополнения приму с благодарностью.
— Из каких учебных заведений вышло наибольшее число знаменитостей?
— Не считая школы Столярского, консерватории, художественного училища, университета, которые «в массовом порядке» готовили знаменитостей, я бы назвал еще Одесскую духовную семинарию и Одесскую военную школу летчиков (десятки ее выпускников стали Героями Советского Союза).
— Как глубоко вы ушли в историю Одессы? Другими словами, кто самый «старый» родившийся в Одессе в вашем труде?
— Самый «старый» — декабрист Осип (Иосиф) Поджио. Он родился в 1792, месяц и день рождения неизвестны, место рождения — крепость Хаджибей. Одесса получила свое имя, после рескрипта Екатерины, в сентябре этого года. Возможно, что как только русские войска взяли турецкую крепость, его мама тут же и разродилась. От грохота пушек, наверное.
— На одну Одессу — так много знаменитостей. И когда она успевала их рожать?
— На это есть ответ. Он вытекает из работы с большим массивом информации. Большинство знаменитых одесситов родилось в период примерно с 1880 по 1935 гг. В эти 50—55 лет (можно вспомнить теорию Льва Гумилева) шло, если можно так сказать, массовое рождение знаменитых людей. После этого периода знаменитости, разумеется, тоже рождались, но не в таком числе и, если позволите — не такого качества...
— Но Одесса делилась этим добром и с другими городами...
— Это верно. Шел (идет) беспрерывный отток мозгов из Одессы. Напомню ответ Давида Ойстраха на вопрос: «Что нужно для успеха?». Он ответил: «Первое, родиться в Одессе. Второе, вовремя из нее уехать». Кстати, о том же Давиде Макаревском. Он не уехал молодым из Одессы, продолжал работать на заводе (в конце жизни занялся шоу-бизнесом) — а покинь он Одессу вовремя, как Жванецкий, Ильченко или Карцев, возможно, его имя стояло бы в одном с ними ряду. Так можно сказать о многих одесских ученых, литераторах, музыкантах.
— А теперь, когда мы, в общих чертах, познакомились с книгой, давайте совершим по ней небольшое путешествие...
— Пропустим самую большую главу «Родились в Одессе». Примеры из нее заняли бы очень много места да и некоторые персоналии, родившихся в Одессе, я уже приводил. Вот несколько примеров не очень известных широкому кругу читателей имен из главы «Учились в Одессе»: Барух Агадати — основатель израильского кинематографа; Соломон Ваксман — создатель стрептомицина, нобелевский лауреат; Петр Вейнберг — автор стихотворения «Он был титулярный советник»; Даниил Крыжановский — автор песни «Реве та стогне Днiпр широкий»; Алексей Кулак — Герой Советского Союза, американский шпион; Каддиш Луз — председатель израильского Кнессета; Ян Нагурский — первый полярный летчик; Алла Назимова — американская актриса, крестная мать Нэнси Рейган; Лев Симиренко — вывел сорт яблок «симиренко»; Нина Хрущева — жена Никиты Хрущева...
Из главы «Родились на территории нынешней Одесской области»: Александр (Александру) Авереску — премьер-министр Румынии, отказался выдать советским властям Нестора Махно; Леонид Артамонов — генерал, путешественник, с войсками негуса Менелика II (Эфиопия) совершил путешествие к Белому Нилу; Голда (после крещения Екатерина) Ворошилова — жена Клима Ворошилова; Ханина Карчевский — первый композитор, поселившийся в только что основанном (1903) Тель-Авиве, основоположник израильской национальной песни и музыкального образования; Василий Мамалыгин («Вася Мамалыга») — с апреля 1894 года принимал участие в восстании в Индонезии против голландцев, в 1901 на острове Суматра был военным советником раджи Селенгора; Зелик Хэррис — президент американского лингвистического общества, его жена была ассистенткой А. Эйнштейна.
Одним из очень интересных моментов работы над книгой, было как раз и «развязывание» таких узелков — кто на ком был женат, кто с кем учился, кто был чьим отцом, братом, племянником... Почему-то племянники часто «подводили» своих родственников. Например, Семен Заболотный, пока его дядя, ученый-микробиолог Даниил Заболотный в 1919-1923 возглавлял Одесский медицинский институт — в эти же годы возглавлял антисоветское восстание в Одесской области. Племянник (во многих издания неправильно — «сын») седьмого одесского раввина Йоны Гурлянда, Илья Гурлянд после крещения стал доктором полицейского права и одним из организаторов «Дела Бейлиса».
Во время сбора информации для этой книги, я прочитал о многих интересных, но большей части малоизвестных фактах о людях Одессы и событиях в этом городе. Мне жаль было с ними расставаться, и я составил в конце книги еще две небольшие главки: «Первые и впервые» и «Одесские мелочи». Надеюсь, читателям будет интересно узнать, когда в Одессе состоялся первый бал, разбит первый сад, устроены первые фонтаны, состоялась первая гонка парусных яхт; впервые в Российской империи произошел еврейский погром и также впервые в России анархистами был украден с целью выкупа, «ребенок-буржуй»... А разве нелюбопытно, что на углу Ришельевской и Скобелевской (Еврейской) висела вывеска «Фотограф Гений Шапиро»? Гений было собственным именем Шапиро. А резиновыми изделиями, насосами и канатами торговал в своем магазине на Жуковского Герш Гейне. Мимо этих вывесок и магазинов ходил редактор и издатель одесского журнала «Современный театр и шантан» Ленин-Менделеев. А главному Ленину, тому что Ульянов, мандат на съезд РСДРП подписал одесский врач Д.Л. Мендельсон. Еще одна история из «Мелочей» — в ноябре 1917 года командующий Одесским военным округом Никандр Маркс не глядя подмахнул представление врачей «об освобождении по болезни солдата инженерного батальона Лаврентия Берия». Этого Маркса через несколько лет «коллеги» Берия расстреляли...
— Какими источниками при работе над книгой вы пользовались?
— Кроме использованных энциклопедий и энциклопедических словарей (они приведены в «Списке сокращений и аббревиатур»), в конце сборника приведен «Список использованной литературы». В нем больше ста наименований. Приведен и «Список использованных интернетовских сайтов». Таких сайтов больше трехсот. В некоторых из них тысячи и тысячи персоналий, из которых я выбрал нужные.
— Работа длиной в пятнадцать лет, и книга объемом почти в 500 страниц — это финал или только начало?
— Перефразирую слова Жванецкого о ремонте — такую работу нельзя окончить — ее можно только прекратить. Что я и сделал. На время. Но... когда книга готовилась к печати, я «обнаружил» еще примерно 20 знаменитостей, родившихся в Одессе. Пришлось срочно делать Приложение.
В конце интервью я бы хотел поблагодарить издателя Леонида Юниверга, художника Даниэля Менделевича, корректора Владимира Френкеля и всех, кто помог мне сделать эту книгу.
Интервью вел Ян Топоровский (Израиль)
От редакции. Кстати, и автор интервью, и автор книги начинали свою журналистскую биографию в Одессе.