|
В Музее западного и восточного искусства открыта экспозиция картин преподавателя Одесского художественного училища им. М. Грекова, живописца Елены Павловны Кучинской. Совсем недавно в Музее современного искусства прошла выставка произведений этой художницы под названием «Многомерности».
Многоцветные плоды изобильной земли в натюрмортах Е.П. Кучинской сотканы из той же прозрачной светоносной материи, что и образы изображаемых ею ангелов. Художница отказывается от свойственной академизму объёмно-пластической трактовки формы, поскольку такая изобразительная манера не соответствует её задаче передать средствами живописи единство физического, душевного и духовного планов бытия. Кучинской близка мысль философа В. С. Соловьёва о высшей цели искусства, которую он видел в преображении мира путём выявления сверхприродной реальности и высвобождения истинной красоты из-под грубых покровов вещества. Направление своего творчества Е. П. Кучинская определяет как «импрессионистический символизм».
Художница развоплощает плотный мир вещей. Взаимопроникновение пространства и предметов образует единую универсальную материю, обладающую качествами текучести и бесконечного движения. «Живописная ткань» полотен Е. П. Кучинской состоит из многочисленных тончайших прикосновений кисти. То уплотняясь, то разряжаясь, красочные мазки создают эффект вибрирующего световоздушного пространства. Как это свойственно импрессионизму, цвет в произведениях Е. П. Кучинской является материализацией света. Растворяя предмет, свет освобождает его от непроницаемости. Тем самым в картинах проявляется неуловимая грань между бытием и небытием. Важно, что в живописи одесской художницы свет несет в себе память о божественном первоначале.
Истоки художественного метода Е. П. Кучинской — в творчестве импрессионистов, открытия которых были продолжены мастерами Товарищества южно-русских художников и вошли в «плоть и кровь» одесской живописной школы. В то же время в произведениях Е. П. Кучинской непосредственное впечатление от натуры соединено с прозрением духовной реальности. Символический строй её композиций родственен содержанию произведений М. А. Врубеля и В. В. Кандинского.
Универсальный текст Евангелия соответствует духовным устремлениям художницы. Е. П. Кучинской близка утончённая культура средневековья с присущей этой культуре доминантой духа над плотью. В выражении сюжетов «Благовещение», «Богоматерь с Младенцем», «Распятие», в изображении ангелов художница передаёт свое видение вечных образов. Она доверяет своей развитой интуиции, отказываясь от главенства рационально-логического мышления. Убедительность условной формы достигается благодаря духовному опыту. Первичной является не внешняя, чувственно-конкретная, реальность, а реальность внутреннего состояния автора.
«Гармония — моя вечная тема, в её недосягаемости — трагедия. Если делать ставку на дисгармонию, то мир развалится. Отними у нас идеал — и мы будем никто», — говорит Е. П. Кучинская. Её искусство элитарно. Оно предполагает настрой зрителя на тонкую волну энергии, вложенной в картину. Если есть совпадение настроя, происходит синергия — соединение энергий и обретение зрителем возвышенного состояния радости присутствия в духовном пространстве.
Ольга Тарасенко. Доктор искусствоведения, профессор