|
Уже, увы, стало рутиной брать интервью у очередного вновь назначенного директора «лежачей» Одесской киностудии. Не видно пока что «света в конце тоннеля». Итак, 28 апреля сего года на собрании акционеров исполняющим обязанности генерального директора ЗАО «Одесская киностудия» был назначен режиссер-постановщик этой же киностудии Виктор Ноздрюхин-Заболотный. На днях я позвонила Виктору Дмитриевичу: «Вы уже гендиректор или все еще «и.о.»?». «До сих пор и.о., — был ответ, — и «они там» пока что молчат»...
А покуда «там, наверху» молчат и дела на производственной базе киностудии вовсе замерли, в Одессе прошел слух: Фонд государственного имущества, являющийся держателем контрольного пакета акций (50% плюс одна) ЗАО «Одесская киностудия», готовит документы банкротства ЗАО. Однако Виктор Ноздрюхин в беседе со мной слухи эти категорически опроверг: никто в ФГИ никакой процедуры банкротства не готовит.
Сегодня председателем наблюдательного совета ЗАО «Одесская киностудия» является директор департамента договорного менеджмента ФГИ Юрий Никитин. Бывший генеральный инвестор ЗАО Александр Ткаченко стушевался, но от участия в ЗАО не отошел, — по некоторым Интернет-источникам, держит порядка десяти с небольшим процентов акций (проверить цифру не представляется возможным, но, во всяком случае, это не решающий пакет). Однако своими попечениями Александр Владиславович студию не оставил: помогает дирекции, как рассказал мне Виктор Ноздрюхин, «выбить» либо, скорее, «достать» в столице деньги на оплату потребляемого для отопления газа...
— Если бы студию намеревались обанкротить, меня бы в это кресло не посадили, — сказал Виктор Ноздрюхин. — Моя цель — снимать кино здесь, а не «завоевывать Москву».
...А в составе акционеров произошли кое-какие любопытные подвижки. Весной прошли слухи, что «попечитель» ЗАО, одесский банкир Иван Фурсин, «переуступил» функцию инвестирования киностудии «донецким». Теперь, со слов и.о. гендиректора киностудии, уведомляю читателя: в числе негосударственных акционеров — Сергей Алексеевич Тарута, председатель совета директоров корпорации «Индустриальный союз Донбасс (ИСД)». Какой именно процент акций киношного ЗАО принадлежит 53-летнему донецкому магнату, не знает даже генеральный директор предприятия. Но на личности нового акционера стоит остановиться подробнее, ибо дело идет о судьбе нашей киностудии.
Источники называют ИСД чуть ли не главным соперником всемогущей индустриальной империи Рината Ахметова. Собственниками ИСД называют Виталия Гайдука (бывшего заместителя губернатора Донецка и бывшего, с 2003 года, вице-премьера по ТЭК) и Сергея Таруту... Во всяком случае, в январе 2006 года Сергей Тарута числился, согласно рейтингу журнала Forbes, на 620-м месте среди богачей планеты и имел состояние в 1 млрд. долларов; в марте 2009 года, по версии того же журнала, С. Тарута, «последний в украинском списке», имел 2,7 млрд. долларов.
Рождение, становление, функционирование ИСД — типичнейшая, нормальная капиталистическая история, с перипетиями которой всякий любопытный может ознакомиться в Интернет-сети. Однако о Сергее Таруте мало что почерпнешь: «в связях, порочащих его, замечен не был». Большой любитель спорта; президент и владелец донецкого футбольного клуба «Металлург», обративший благосклонное внимание также на киевский хоккейный клуб «Сокол», особенно — на хоккей для детей. Создатель первой в Украине профессиональной велокоманды, совместно с итальянцами. В феврале нынешнего года «в обмен на право построить фешенебельную гостиницу на мысе Хрустальный в Севастополе ИСД выделяет 100 млн. долларов на строительство расположенного там же Музея Великой Отечественной войны».
Мировой экономический кризис ударил по ИСД особенно больно, так как интересы корпорации сосредоточены на линии уголь — кокс — металл, плюс газопоставки. В марте 2009 года ИСД фигурирует как «главный претендент на дефолт»; за корпорацией, согласно Интернет-источникам («Новый регион»), 3,3 миллиарда долларов долгов. Состояние же самого Сергея Таруты сокращается с 2,7 миллиарда до 1,2 миллиарда долларов, а по некоторым данным, Forbes вообще исключил В. Гайдука и С. Таруту из глобального рейтинга богатейших людей планеты.
Теперь, значит, получается, что «донецкий» Сергей Тарута — фигурант эксперимента по акционированию украинского кинопроизводства. Дойдут ли у него руки до кино, как, невзирая на глобальный кризис, доходят до спорта? Или?.. И с чем ему придется «поиметь дело» на Одесской киностудии? Положение дел в ЗАО «Одесская киностудия» обрисовал мне и.о. ее гендиректора. Подробности этой беседы — в следующем материале.
Тина Арсеньева