|
В Одесском Национальном академическом театре оперы и балета 18 октября впервые встал за дирижерский пульт приглашенный главный дирижер — народный артист Молдовы Александру Самоилэ. Была дана опера Дж. Верди «Травиата».
Одесские меломаны внимательно прислушивались-приглядывались к новому музыкальному руководителю. Придирчиво, но вполне благосклонно прослушали оперу и специалисты из музыкальной академии. Общий вердикт пока что таков: ошеломительных музыкальных открытий спектакль не принес, но продирижирован был достойно, работа незнакомого одесситам маэстро внушает надежду.
Как на мое неспециальное восприятие, прежде всего, была видна корректность дирижера по отношению к вокалистам: Самоилэ подчинил оркестр их задачам, а это именно то качество, которым обязан обладать театральный, оперный, а не симфонический, дирижер. Он обязан уметь «умереть в вокалисте». Не раз ведь случалось слышать в нашем театре, как оркестр наяривает, без оглядки на то, что должно звучать со сцены!.. Пожалуй, из работавших здесь последнее время дирижеров только Давид Сипитинер и Игорь Шаврук сполна наделены театральным чутьем дирижера.
Более того, и это отметила в разговоре со мной народная артистка Украины Галина Поливанова: Самоилэ умело упреждал всякую, напросившуюся было, ошибку вокала, подтягивал и дисциплинировал солистов и хор. Одним словом — дирижировал! Темп задавал, это уже на мое впечатление, резвый, не мямлил, но и свой темперамент обуздывал, а темперамент дирижера у него, судя по всему, неслабый. Все музыкальное горение, весь накал были загнаны внутрь, и оттого драматизм музыки был только усилен. И очень интересно выстроены были ритмические членения всей партитуры: эти акценты были особенно, мощно и настойчиво, подчеркнуты. «Да, чувство ритма у него потрясающее!» — отозвалась Галина Поливанова...
Партию Виолетты исполнила в этот вечер Алена Кистенева — лауреат международных конкурсов, ученица незабвенного Николая Огренича. Альфреда пел народный артист Украины Анатолий Дуда (с его счастливой внешностью очень даже убедительно выглядевший на сцене в роли юного любовника). Очень изящен был заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин в партии вальяжного «благородного отца», папаши Жермона.
Приятное открытие этого спектакля — Виктор Шевченко, дебютант, молодой перспективный солист, бас, пятикурсник ОГМА имени Неждановой и ученик профессора Г.А.Поливановой, выступивший в маленькой партии доктора Гренвиля. Надеюсь, мы еще услышим это имя!.. А фактура у парня — мировые сцены по таким рыдают, это просто редкость.
И.о. художественного руководителя театра Алексей Ботвинов, разумеется, имеет свои виды на репертуарные спектакли, прекрасно отдавая себе отчет, что именно в них устарело, что нужно подправить, а от чего и решительно отказаться. Такая негромкая и непоказная «перестройка» работы театра сама по себе чревата какими-то разногласиями и даже обидами кого-то из обремененных давними регалиями людей. Всякое нововведение в театре бывает болезненным, особенно в таком консервативном искусстве, как опера. Тут не годится принцип «шашки наголо», как это кое-кому привиделось. Алексей Ботвинов это отлично понимает. И... ждет. Ждет возможности работать, и чтобы не мешали: не втягивали театр в политиканство.
Сегодня труппа, как на вулкане: чем еще обернется для театра коллегия Минкультуры 29 октября...
Валентина Левчук