|
В октябре нынешнего театрального сезона привела невозмутимого балагура и путаника на подмостки Одесского ТЮЗа режиссер-педагог Наталья Прокопенко, осуществив инсценировку романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
Студийная версия похождений бравого солдата оказалась вполне достойна включения в действующую репертуарную афишу города. Жаль, что театр «Мозаика», созданный и руководимый Натальей Прокопенко, «квартирует» в наших профессиональных театрах, чьи сцены, понятное дело, заняты собственными репетициями и спектаклями. Опыт Натальи Прокопенко лишний раз подтверждает насущную необходимость для города специальной экспериментальной сцены! Тем более, что, в отличие, например, от Валерия Бассэля или Анатолия Падуки, подбирающих репертуар в расчете на камерное исполнение, Прокопенко ставит принципиально на «большую» сцену. В самом деле, не загонишь же на пятачок мюзикл «Кошки»!
«Мозаика», или Театр Натальи Прокопенко, возник на базе вокально-театральной детской студии в Центре детского творчества «Марианна» в 2005 году. Мне уже довелось рецензировать и великолепно разыгранный «детками Прокопенко» упомянутый мюзикл, и ее же постановку «Свадьбы Фигаро» на музыку Моцарта, на этот раз в камерном варианте, сыгранную и спетую детьми же, которые показали отменную выучку. Всего-то четвертый год живет театрик, а такую творческую зрелость уже выказывает. Центр детского творчества — не специальное учебное заведение, тут конкурса нет. То, что делает с этими детьми Наталья Прокопенко, похоже на чудо.
И вот — спектакль «Швейк» по сценарию самой постановщицы. На этот раз в действе участвуют и актеры-профессионалы: эксцентрик-психолог по роду дарования Игорь Тильтиков, рядом с которым играть подростку-«любителю» — уж сами понимаете!.. Денис Фалюта, молодой актер Театра музкомедии, на счету которого уже не одна серьезная роль-партия. Правда, в «Швейке» не поют. И вот что замечательно: нет в спектакле «швов» между игрой умудренных профи и игрой студийной молодежи! Все актеры (среди них — А. Шляхов, С. Сакара, Р. Федосеев, В. Гузенко, М. Солин, А. Волковинцев, К. Довгопол, Е. Сигал) существуют на равных. «Швейк» — подлинно «актерский» спектакль, на котором получаешь удовольствие от озорной, самозабвенной игры, от маленьких внезапных импровизаций, от мимики и пластики.
Может быть, следует отметить как недостаток некоторую затянутость действа. Следить за серией уморительных сценок в «Швейке» Н. Прокопенко нисколько не утомительно. Просто публика отвыкла от трехчасовых постановок, бывших когда-то нормой. Видимо, не мешает сократить количество массовых сцен, всю эту, саму по себе веселую, беготню газетчиков и речи полковников.
...Полковником был Игорь Тильтиков — как положено у Гашека, туповатым самодуром. Также Тильтиков оказался изумительной пани Мюллеровой, сентиментальной и чопорной, — у Гашека она служанка Швейка, у Прокопенко — его воспитательница, подобравшая будущего бравого солдата после смерти его мамы. А что у фрау Мюллеровой отчетливые усы, то и это, знаете, случается. Еще Тильтиков превращается в торговца хмелем Вендлера, вынужденного изымать свою блудную супругу из казенной квартиры любвеобильного поручика Лукаша. Пан Вендлер в исполнении Тильтикова — инфантильное и беззащитное существо, коммерсант, как назло, с врожденной интеллигентностью, вынужденный поднатореть в разруливании пикантных похождений супруги...
Поручик Лукаш — естественно, Денис Фалюта: получилось очень даже в характере, вполне по Гашеку! И вполне в рамках хорошего вкуса, когда чисто опереточная пародийность в трактовке этого неотразимого героя-любовника нигде не зашкаливает. А человечность, свойственная этому персонажу-интеллигенту, находится в трагикомическом контрасте с «народной» человечностью бравого Швейка, вызывая в зрителе печальную улыбку...
Очень смешно сыграл Денис Фалюта и травестийную роль баронессы фон Боценгейм: нам предстала жеманная ханжа-благотворительница, чьи загнанные в глубокое подполье сексуальные инстинкты прямо-таки взыгрывают в окружении солдатиков. Эти сцены сделаны тонко и со вкусом, при всей их откровенной эксцентрике.
Настоящая находка — фельдкурат Отто Кац в исполнении Александра Самусенко. Тут не просто гротеск — тут созданы подтексты, заявлен характер. Образ веселого и бесшабашного мудреца-циника получился неотразимый. Роль таит немалый соблазн: ну, кто ж у нас на сцене не поднаторел изображать пьяного?! Но Александр Самусенко не впадает в это искушение. Его вечно пьяный полковой священник — это как бы бессознательная попытка заглушить алкогольным дурманом гораздо более сокрушительное опьянение, которое несет война: опьянение кровью, вселенское безумие массового убийства. Самусенко блестяще справился и с хрестоматийно известной ернической проповедью Отто Каца: нисколько не ерничая, заставил зал помирать со смеху.
Очаровательна и очень пластична Оксана Сакара: и в роли взбалмошной пани Кати, набившейся в любовницы к поручику Лукашу, и в образе заполошной медсестрицы она умеет быть смешной и трогательной одновременно.
Удачно, выразительно решена и сценография спектакля (художник — Ольга Смагина).
Открытие Натальи Прокопенко — Дмитрий Олешко. Он играет Швейка — а кому же еще играть?! Этот мальчишка обратил на себя внимание еще в роли Толстого в «Кошках». Затем был уморительный (по его актерскому возрасту) граф Альмавива в «Свадьбе Фигаро», — к тому же, у Олешко такой певческий баритон, что ему в консерваторию прямая дорога. Хочется верить, что у него еще найдется немало случаев раскрыть свой актерский диапазон.
Дмитрий Олешко в роли Швейка — сама невинность. И вправду, пафос роли можно свести именно к воссозданию образа невиноватого человека. Который, конечно, может жульничать по мелочи, чтобы выжить, но и это делает в полной наивности. А вы не ставьте его в позицию выживания!..
Швейк у Натальи Прокопенко — персонификация «всего, от нас не зависящего». Живет человек, как трава растет. Плывет по течению истории — ему в голову не придет попереть против. В Швейке, так его понимает и преподносит Наталья Прокопенко, воплощена органика народной жизни.
...Оформить сценарий на основе огромного массива сюжетного материала, содержащегося в бессмертном — покуда существуют войны — романе Ярослава Гашека, это задачка не из легких. В трактовке Натальи Прокопенко гашековская язвительность стушевывается, режиссер привносит личное отношение в историю бравого солдата: лирическое начало и откровенно пацифистские мотивы. Разумеется, война — безумие, но Наталья Прокопенко не анализирует, почему народы подвержены этому безумию. Главное — война вовсе не нужна всем вот этим здравомыслящим Паливцам, Вендлерам, Збышекам и Тупым, не ведающим, зачем живут, да и не озабоченным сие выяснить. Как и Швейк.
Как, между прочим, не нужна война даже держиморде-полковнику!
Зачем же приближать смерть? Зачем вытаптывать траву?.. Наталья Прокопенко не знает. Мы — тоже. И мы ведь не хотим этого? Мы — не виноваты?..
Тина Арсеньева