|
С Ириной Новаковской я познакомилась по рекомендации коллеги. Разговорились, и я поделилась радостью об опубликованном в «Вечерке» очерке об увлекающейся вышивкой Наталье Кокошко, у которой много замечательных работ и есть мечта сделать выставку, а также приступить к вышивке икон.
Сила творческого импульса, полученного мной от Натальи, такова, что я, в свою очередь, размечталась написать небольшой цикл о современных вышивальщицах.
Не успела даже удивиться, как мне предложили познакомиться с вышивальщицей икон. А услышав ее имя, обрадовалась — в моей жизни уже была Ирина с похожей фамилией. Столько сразу совпадений, добрых и хороших, давало надежду на то, что все это кому-то нужно.
Ирина Новаковская до нашей встречи дала мне адрес одесского портала, где выставлены ее работы. Получилось, что, не видя саму Ирину, я рассмотрела ее работы и прочитала комментарии к ним.
Встреча наша произошла в конце сентября, в теплые хорошие дни, радующие душу. Я без труда нашла названный адрес в жилмассиве Котовского. Встретила меня большая дружная семья Новаковских. Александр, брат Ирины и глава семьи, его жена Светлана присоединились к нашей беседе. Так что сразу прочувствовалась атмосфера доверия и взаимной поддержки, которая, согласитесь, не в каждой семье сегодня есть.
В семье подрастают две девочки, Анечка, трех с половиной лет, и Надюша, двух лет. Еще есть мама Александра и Ирины — Валентина Михайловна, которая вот уже как два года не встает после инсульта.
Именно непростые семейные обстоятельства вынудили всех взрослых членов семьи, включая и находящуюся в декретном отпуске по уходу за детьми Светлану, работать, находясь дома.
На сегодняшний день семейный подряд Новаковских, благодаря Интернету, обеспечил себя занятостью и заработком, зависящим только от них самих.
Александр, ухаживая за матерью, занимается созданием и продвижением сайтов. Он — самоучка, специального образования не получил. В свое время освоил профессию обувщика и работал на фабрике «Альбатрос». Светлана работала до декретного отпуска в «Приватбанке».
Ирина же занимается написаним статей, она — копирайтер. Сфера ее интересов разнообразная, но она предпочитает писать статьи для «женских журналов»: о парфюмерии, косметике и прочих вещах, способствующих сохранению женской красоты.
В семье, где папа был поваром (его, к сожалению, уже давно нет), любят хорошо и вкусно поесть. Ирина говорит, что тоже любит готовить, а еще — любит, когда в семье много еды и все сытые. Ей нравится, когда дети просят добавки. Это верный признак не только того, что все приготовленное вкусно, но и «погоды в доме».
Все, что связано с вышивкой икон, по словам Ирины, окутано мистикой. Она долго мечтала о вышивке икон, но нигде не могла найти схем. Десять лет назад их просто не было, это теперь можно легко найти. Однажды делала кардиограмму, медсестра Зина, обратила внимание на небольшую вышивку с корзинкой цветов, чуть ли не единственную на тот момент работу Ирины, и подарила ей. Так Ирина начала вышивать иконы.
Потом неожиданно позвонили с Одесской киностудии, где снимался фильм «Вышивальщица в сумерках».
Вот как рассказывает об этом Ирина: «Где-то в 2002 году меня попросили для съёмок художественного фильма вышить икону, но только без лика. Вроде не открывался лик героине из-за грехов. А чтобы жизнь её стала лучше, нужно было ей вышить 33 иконы... На то время готовых икон у меня было 27. Так как я до сих пор не знаю, кто дал съёмочной группе мой номер телефона, я решила, что это и мне знак: если я тоже вышью 33 иконы, произойдёт что-то невероятно хорошее. Глупости, конечно, но мне в это верилось... Имея сложное заболевание, от которого любой момент можно уйти, особенно верится в чудо... И чудо свершилось! За эти 5 лет я вышила уже 67 икон. Они в России, Германии, Канаде, Англии, Польше, Молдове и, конечно, в Украине.
Давно хотела вышить икону Почаевской Богородицы. И вот нашелся заказчик! Желания исполняются».
Фильм «Вышивальщица в сумерках» Ирина так и не видела, что, возможно, и к лучшему — она ведь солнечная вышивальщица, золотом.
Одна из икон Ирины — Николая Чудотворца — попала в город Энгельс в России. Когда ее понесли освящать, батюшка вдруг заплакал. Батюшке рассказали, что икону вышивала девушка-инвалид. На что он ответил, что сразу прочувствовал это.
Сейчас Ирина вышивает свою 68-ю икону. Она особо не прослеживает их судьбу, но все они вышиты с открытой душой и любящим серцем.
Обычно люди заказывают крестильные иконы, они мерные — их размером служит рост ребенка при рождении. Венчальные иконы, как правило, парные (Богородица и Иисус Христос), тоже заказывают загодя, когда дети маленькие. Заказывают иконы на особые случаи, когда человек тяжело болен, чаще всего — Пантелеймона Целителя.
Ирина не боится конкуренции, секретов не держит. Но заниматься обучением других ей непросто, потому что, если раньше она вышивала свои иконы сидя, то теперь ей приходится делать это в буквальном смысле лежа. Ирина готова подсказать желающим постичь непростую науку, с чего приступить к ней, как не навредить людям и самому себе. Перед началом работы, рассказывает, необходимо получить благословение, а для этого надо быть глубоко верующим человеком.
Если кто-то думает, что Ирине нужны заказчики, то он ошибается. Заказчики расписаны наперед на весь год. Обычно за одним заказчиком обязательно идут его знакомые и друзья.
Ирина — человек общительный, умеющий дружить. Из ее окна виден Куяльницкий лиман. Напротив окна — зеркало, которое Ирина называет вторым своим окном. Рядом с кроватью — компьютер. Вероятно, его можно назвать третьим окном. Главное, что Ирина, вопреки болезни и всем обстоятельствам, остается человеком, дарящим свою любовь миру.
Мария Фетисова