|
В Центре актуального искусства на улице Пушкинской 17 сентября с журналистами встретился создатель ООО «Новая одесская опера» Сергей Проскурня.
Разговор с пишущей братией Сергей Владиславович построил «как менеджер с опытом», делясь этим самым опытом и вводя в курс относительно своих планов и своего видения задач современного театра.
Театр, совершенно справедливо полагает Сергей Проскурня, обязан удивлять. «Менеджмент, — поведал нам отец-основатель знаменитого «Мистецького березiлля», — это воплощение проектов, а не эксплуатация текущего репертуара». Попутно Сергей Проскурня отметил, какие именно проекты, в частности, 8 сезонных премьер, ему не позволили осуществить на сцене Одесской национальной оперы ополчившиеся против новаций рутинеры.
О новосозданном театральном проекте в Одессе его инициатор и владелец рассказал, что структура «Новой одесской оперы» еще не проработана им детально, так как само ее создание обусловлено неординарной и неожиданной ситуацией. «Даже мой приход руководителем в национальный театр не был органичен для моей человеческой и креативной сути, — сознался экс-гендиректор, — это был для меня эксперимент». Новое же театральное начинание Сергей Проскурня рассматривает не как нечто «альтернативное» в пику кому-то, а как «еще один элемент, включаемый в сложную систему театра». Это своего рода экспериментальная сцена.
«Пока что «Новая одесская опера» — административная структура, зарегистрированная на прошлой неделе и имеющая в качестве уставного капитала... спектакль «Дон Жуан», — уточнил обстоятельства Сергей Владиславович. — Постановка обошлась в 180 тысяч евро, львиную долю расходов взял на себя Международный фонд оперных постановок. На банковском счету пока что ни копейки. Но сценическое имущество мы купили».
Также создатель «Новой одесской оперы» планирует договориться с немецким режиссером Франком-Берндом Готтшалком, постановщиком моцартовского «Дон Жуана», чьей генеральной предпремьерой на днях обрадовали одесситов (см. «ВО» от 17.09), о приезде режиссера сюда в феврале — чтобы он поработал с нашими солистами, пригласив при этом и опытного вокалиста-педагога из Австрии для мастер-классов. Тогда весной можно будет показывать «Дон Жуана» исключительно с украинскими исполнителями.
Также Сергей Проскурня выразил надежду на то, что, хотя с мэром Эдуардом Гурвицем он, по его словам, предварительно вовсе и не встречался и муниципальный патронат над оперной постановкой следует рассматривать как общегорисполкомовский, а отнюдь не «лично Гурвица», — все же горисполком найдет возможность рассмотреть вопрос включения помощи «Новой одесской опере» в бюджет 2010 года. Ну хотя бы, для начала, в виде предоставления пристойного помещения. О статусе муниципального театра, сказал нам Сергей Владиславович, он даже не мечтает.
«МЕЧТЫ СБУДУТСЯ, — так оптимистично заявил инициатор театрального эксперимента. — Во-первых, мы с вами вернемся в Национальный театр. Во-вторых, мы создадим при нем оперную сцену-спутник, своеобразную «промзону», на которой можно будет ставить сколько угодно современных произведений».
Более того, Сергей Владиславович заявил: «Здислав Супеж хочет подать иск в международный суд в Голландии на Одесскую оперу за срыв проекта «Дон Жуан»!». Интересно, а это как?.. Кем, собственно, был подписан контракт с «Супеж Мьюзик Менеджмент» на проект «Дон Жуан», Одесской национальной оперой? Или, гораздо ранее, фирмой «Проскурня Продакшн»?.. Но задать подобные бестактные и отвлекающие от магистральной темы борьбы с рутиной вопросы, боюсь, мне не дали бы многие восторженные дамы-коллеги, воодушевленные лозунгом: «Рутинерам — бой, новациям — зеленую улицу!»...
В рутинеров-консерваторов было брошено в ходе пресс-конференции немало попутных шпилек. Так что, дорогая наша национальная опера, покой нам только снится?..
Фото Олега Владимирского.
Тина АРСЕНЬЕВА.