|
«День города», который мы празднуем уже много лет в первый осенний месяц года, галерея «Белая луна» отметила фотовернисажем одесского художника Олега Мымрина. Назвав свой проект «Факт воображения», автор посвятил его Одессе и одесситам.
Имя Олега Мымрина не часто звучит c городских афиш, хотя ценители искусства этого мастера с нетерпением ожидают проявлений его творческой мысли, даже не подозревая о формах ее визуальной интерпретации. Художник, как легендарный Феникс, надолго исчезает из поля зрения, чтобы неожиданно возникнуть новым проектом, в новом обличии, удивляя и восхищая. Кто-то, возможно, подумает: «Звучит высокопарно!». Однако для тех, кто не утратил способность удивляться, творчество О. Мымрина — загадка, а поэтому особенно интересно.
Несколько лет назад Олег, профессиональный керамик, покорил зрителей двумя креативными проектами, отмеченными дипломами международных выставок. Тогда же заговорили о необычном художнике, пополнившем скромный список мастеров одесской керамики; о надежде пробуждения от долгого сна этого вида прикладной деятельности в нашем городе. Но Олег «замер» — дальнейшая реализация идей в керамике стала ему не интересной. Причин много, но основная — уже тогда художник задумал нечто иное. Этим «нечто» стала фотография.
В первом серьезном фотопроекте О. Мымрина «Факт воображения», главной идеей стала образная трансформация темы «Одессы», в которой художник увидел не привычный, скажем так, образ города, а мотивы, обновляющие страницы ее «бытописания» средствами фотографии. Он создал свою Одессу из трех ведущих тем: «Город», «Музыка» и «Образ». В его работах знакомые, например, объекты архитектуры в сочетании с живописными, пусть и разрушенными причалами Одессы, живут в стихии моря особой парадоксальной жизнью, напоминая кадры современного кинематографа, или, как свидетельствует сам художник, в своеобразной визуальной аллегории известных строк песни Б. Гребенщекова «Серебро». А максимально увеличенный фрагмент пляжного ландшафта у него превратился в подобие Вселенной, где человек — песчинка ее бесконечности.
Эффект многоплановости доминирует и в теме «Музыка». Здесь образное начало диктуют не столько персонажи фотографий, сколько живописная сложность тоновых и цветовых нюансов, особенности структурных схем построения и персонификация главных действующих лиц. В серии «Образ» — максимальная и даже нарочитая динамика жестов и тела всего-навсего позирующей натурщицы. Но кажущаяся тривиальность мотива вторична, ибо гармония цвета и изысканная графика движения — залог поистине целомудренной чувственности.
Суммируя творческий метод О. Мымрина, справедливо заметить, что его базой стал и постмодернизм — художественное направление, возникшее в конце прошлого века. Успешно демонстрируя свои возможности почти во всех сферах изобразительной практики, он не обошел вниманием и фотографию. Художник не только достаточно грамотно использует визуальные принципы постмодернизма, но и, совершенствуя ими фотографический образ, привнес в его прочтение неожиданную поэтическую многоплановость. Фотоискусство О.Мымрина состоялось. Художник нашел тот «фокус», о котором говорил в начале прошлого века великий лицедей из Франции. Впрочем, учитывая экспериментаторский характер нашего соотечественника, дальнейший портрет Мымрина-художника все-таки остается непредсказуем.
Татьяна ВАСИЛЕНКО.