|
Галерея «NT-Art» (Лидерсовский бульвар, 5, директор — Анатолий Дымчук) продолжает цикл экспозиций «МАМАЙ-2009»: 14 августа здесь открылась выставка нефигуративной живописи Александра Стовбура.
Абстрактные построения этого художника красивы безупречной логикой стройно доказанной теоремы. Но так же, как высшая математика, на какой-то своей высоте, из доказуемых формул зашкаливает в сферу иррационального (математики, может быть, усмехнутся этой фразе, но так уж воспринимаем их мир мы, художественный народ), — точно так же у Александра Стовбура расчисленная геометрия взывает к надмирному. У Стовбура это понять проще: иррациональный, неподвластный строгому разуму момент находится здесь в неконтролируемой сфере эмоций. А эмоция в живописи — это колористика.
Колорит стовбуровской «геометрии» взят, сознательно или невольно, от украин"ской иконы XIV-XV веков. Мастера юго-запада Руси переосмыслили византийскую традицию по-своему. В этой иконописи нет звонких насыщенных колеров, как это было свойственно новгородской и московской традициям. Цветовая гамма икон Руси-Украины, скорее, близка италийской. Весьма активен черный цвет, преобладают оливковые и коричневые тона, терракотовые, сложно-серые, с вкраплениями бордового и выплесками то бледной бирюзы, то глухого синего. То, что композиции Александра Стовбура своей цветовой гармонией отсылают зрителя к иконе, сразу настраивает на особый, сосредоточенно-созерцательный, отрешенный лад.
Но все же Стовбур-художник — не молитвенник, а «человек играющий». Игровой момент присутствует в откровенной цитатности, и отправная точка вариаций — «Черный квадрат». Стовбур парирует Малевича квадратом «цвета ультрамарин», как будто включая в игру еще и элементы певческой субкультуры исчерпавшего себя в поисках способов самовыражения ХХ века: вот так, прямо от Малевича до Макаревича. Вырезав и обрамив кусок горней лазури, Стовбур любопытствует: а что из этого может получиться? — и принимается играть с квадратом.
Квадрат — с древнейших времен символ дольнего, материального, конечного мира. Геометрический знак Земли и Бытия. Это обстоятельство явно не устраивает, теснит художника, который, обыгрывая в неисчислимых вариациях квадрат четырех сторон света, все же хочет прорваться за пределы видимого горизонта. И, чисто умозрительно, Александр Стовбур прибегает к кругу: черному (тут уже и вовсе в пику Малевичу) кругу — символу Бесконечности, знаку надземного, вечного, нематериального мира (ведь малевический Квадрат — это, знаете ли... «приехали»: уперлись!). Из круга-то можно «настричь» сколько хошь квадратов.
Вот на картине — часть фрагментированного круга, кривосторонний, пока что, квадрат: внутри него прорезался глаз, египетское Око, но... без радужки. Всевидящее око еще не прозрело, потому что первозданный хаос еще только чуть стронут и смотреть пока что не на что... Тем не менее, дробление Бесконечности началось, импульс задан, мир скоро материализуется и будет отфрагментирован, и Око готово открыться.
Производные круга — квадраты развернуты лентой: материя, произведенная из вечного, бесконечного и «не данного в ощущениях» начала начал. Квадраты дробятся, распадаются на элементарные составляющие — треугольники. Треугольники вдруг складываются и прикидываются... почтовыми конвертами: материя производит информацию и развоплощается в информацию, а информация (чур меня) материализуется... Вот такие игры. Квадраты влезают друг в дружку «матрешкой»: попробуй, докопайся до смысловой сердцевины материальной данности!
Вдруг квадрат выстраивается в крест: изначальный символ все той же бесконечности, спроецированной на земное бытие и отраженной в узком земном сознании как невозможность. А где невозможность — там и жертва...
В общем, нам явлена развернутая динамическая картина миротворения: напряженность вселенских потенций, силовые линии импульсных посылов творящего начала. Мы словно бы присутствуем при акте, когда из Ничего возникает Нечто, проходит земной цикл и обращается в Ничто. Иллюзию динамичности придает этой запечатленной в статичных картинках вечной истории примененный художником принцип раскадровки.
Об авторе: Александр Стовбур (р. 1943), сибиряк по рождению, — выученик одесской «Грековки», живописец, график и монументалист, персонаж легендарных «квартирных» выставок, член Национального союза художников. И, как вы поняли, один из «мамаев». Александр Стовбур декларирует свою приверженность символу и архетипу, и совершенно справедливо. По роду же дарования этот «абстракционист» — драматург, и содержание его «драм» — метафизическое.
Тина АРСЕНЬЕВА.