|
Владимир Высоцкий и Леонид Бурлака. Снимок публикуется впервые.
ЕСТЬ СРЕДИ моих знакомых те, кто с Владимиром Высоцким был знаком непосредственно. Они и приобщили меня к кругу постоянного общения с нашим великим современником: бардом, поэтом, актером. Правда, теперь виртуальному. Новые фото, новые факты, новые, неожиданно открытые связи и друзья. Воспоминания.
Хочется вспомнить всех, кто из моего окружения был знаком с Владимиром Высоцким. Что могу добавить к их рассказам сама? Вспоминаю, как мы ходили с великим актером, поэтом и бардом Владимиром Высоцким по аллейкам Одесской киностудии, где после съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» наш фотокорреспондент Борис Кузьминский делал для газеты «Комсомольская искра», где я тогда работала, фотографии. Я была рядом, выполняла другое редакционное задание. Но успела получить от Владимира Семеновича комплимент, видно, он был тогда в ударе, и приглашение посетить театр на «Таганке». А потом две фотографии от фотокорреспондента Бориса Кузьминского, которые хранятся в нашем семейном альбоме. В то время особо на подобные встречи внимание не обращалось. Сколько таких у журналиста! Жизнь стремительно проворачивалась на резких поворотах судьбы. А вот с Владимиром Шараповым — Владимиром Конкиным мое интервью в то время было опубликовано. И присутствовала на его встрече с кинозрителями в кинотеатре «Москва», где его очень тепло принимали. Очень интеллигент"ным и стильным молодым человеком он мне показался в конце семидесятых. Как сейчас помню, в тончайшей замшевой куртке с «лапшой» и такого же качества сапогах. Новоявленный «ковбой»-корчагинец. Интересный рассказчик о времени и о себе, о своих героях, перипетиях съемок фильма «Место встречи изменить нельзя». Со временем открылись новые факты его взаимоотношений на съемочной площадке с Владимиром Семеновичем Высоцким. Однако по порядку.
Обратившись к документам и коллекции редких фотографий Фонда Высоцкого, убедилась, что таких, как у нас, там нет. Так что могу потом поделиться. А история их появления такова.
Много фотографий передал одесский художник кино Сергей Тарасов в ходе организованной мною в прошлом году конкурсной программы «Спаси и сохрани», к ее десятилетию. Таким образом посчастливилось стать обладательницей фотографий Владимира Высоцкого на съемках, у костра с гитарой в Санжейке и других. Сергей Тарасов, художник Одесской киностудии, член Союза кинемато"графистов Украины и мой верный друг — главный художник телевизионного юмористического театра «Каламбур», отделившегося от «Масок». (Откликнувшись на клич программы, он прислал мне фотографии не только Владимира Высоцкого, но Армена Джигарханяна, Григория Поженяна, Станислава Садальского, Елены Козельковой, Леонида Якубовича, с которым они 31 декабря, в кадре — календарь, сфотографированы вместе в кафе...)
Среди этих фотографий — главный кинооператор кинофильма «Место встречи изменить нельзя» Леонид Антонович Бурлака в процессе съемок различных кинофильмов, в том числе и с Владимиром Высоцким, диск с его воспоминаниями. Кто, как не он, тесно общался с Высоцким, находясь на съемочной площадке, ел, пил, выезжал на натуру, сидел у костра, где уже народный любимец с гитарой отрывает от сердца песни...
Леонид Бурлака — оператор Одесской студии телевидения:
— С Владимиром Высоцким познакомился раньше, не на съемках известной картины. Тогда получалось бывать в одних компаниях. Часто вместе сидели, выпивали. Отношения были дружеские. Но очень близко к себе никого не подпускал. Он всегда в любой компании был личностью. Цену себе знал. Тонко чувствовал окружающее. Себя держал не за панибрата. Очень знающий во всех вопросах. В те далекие времена у него проскальзывало желание самому снять кинокартину. Стать еще и режиссером.
Часто вспоминают, как он остался потом за режиссера вместо Станислава Говорухина на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий уже долго вынашивал эту мысль.(О его режиссерских мечтаниях мало еще сказано). А тут как раз Станиславу Говорухину приглашение для участия в фестивале. Он ему и подбросил эту возможность. Как сейчас помню это время! Но вначале вспомним, как все начиналось с «Эрой милосердия».
Первая публикация в журнале «Смена» появилась под названием «Место встречи изменить нельзя», так как от названия, данного авторами братьями Аркадием и Георгием Вайнерами (с последним из которых недавно простились тоже), посчитали в ЦК ВЛКСМ, веет «поповщиной» — понятие «милосердие» тогда не признавали. Потребовали заменить. Редактор журнала «Смена» Кирилл Замошкин дал новое, полюбившееся название. А режиссер Говорухин хотел вообще назвать «Черная кошка». Но не пропустили бы выше наверняка — мистика какая-то. А кошку оставили, ее рисовал на стене не бандит, а... сам Станислав Говорухин.
Интересно, кто кому предложил снимать этот фильм.
Елена АНАНЬЕВА.
Журналист, руководитель Международной ассоциации «Золотые мастера Одессы в мире».
Штайнбах, Германия — Одесса.
(Окончание следует).