|
Именно так стоило бы охарактеризовать цикл из пяти концертов, проведенный Одесской оперой за истекшие полторы недели в знак того, что наш, теперь уже Национальный, театр нерушимо стоит на страже академической традиции. Для этого и.о. генерального директора, народный артист Украины Анатолий Дуда отозвал артистов из отпуска. Разумеется, с законодательно предусмотренной компенсацией. Зал на концертах был полон, включая балконы.
Я ПОСМОТРЕЛА одну программу. Выступали как маститые, так и молодые (относительно) солисты: Анатолий Капустин, Елена Стародубцева, Анастасия Щербатая, Олег Златоман, Валерий Бендеров, Наталья Ютеш, Анатолий Бойко. Звучали арии, дуэты из опер, народные песни и классические романсы. Показателен был состав публики (это был уже четвертый концерт): не коллеги-музыканты, хотя и они попадались; не консерваторский молодняк; но именно — «публика», захожие люди, которые пришли в театр провести вечер. Порадовало, что на этот вот академический продукт сегодня, оказывается, не перевелся потребитель. Что его ровно столько, чтобы заполнить зал более чем на тысячу мест плюс все ярусы этого зала. И так, утверждают очевидцы, было на всех пяти концертах.
Не буду скрывать, нашлись и такие, которые просто пришли поглазеть на интерьеры прославленного здания, а после выходили в разгар концерта, поняв, что попали явно не туда. Но таких были — единицы. Сегодня не наблюдается массовой агрессии на тему «не понимаю я эту оперу». Напротив — поход в оперу является для «среднего класса» признаком приобщенности к культурному слою.
Неимоверная трудность Одесской оперы — ее «областное» местоположение, прямая зависимость от притока в Одессу туристов, летних отдыхающих. Местным знатокам-меломанам приедается репертуарная афиша, постановка же нового спектакля — дело очень дорогостоящее, и дешевить нельзя, если хочешь привлечь эту самую «публику», которая совсем не обязана сочувствовать внутритеатральным проблемам. И билеты не могут не быть дорогими. И театр должен... соответствовать.
Как устроится оперный театр в непривычных условиях, мы понаблюдаем с течением времени. Мы знаем качества и возможности одесской вокальной школы. Знаем наших солистов. Хотелось бы вернуть многих, кто сейчас выступает по зарубежным контрактам, хотелось бы слышать их здесь, ну, пусть хоть трижды в сезон. Хотелось бы и активного обновления труппы молодыми голосами в заглавных партиях. «Не пойду смотреть нафталин!» — были и такие реплики моих коллег относительно этой серии оперных концертов, и это сигнал руководству театра: кто теряет чувство бдительности и способность критически смотреть на собственное творчество, тот, как говорится, пусть не взыщет...
Ну, в общем, «варягам» дали понять, с каким певчески-музыкальным потенциалом тут приходится иметь дело и «на что он руку поднимал».
ОЖИДАЕТ ЛИ нынешнюю дирекцию Одесского национального академического театра оперы и балета судебная тяжба за директорское кресло?.. Или Сергей Проскурня смирится с «одесской спецификой», предоставив одесситам горько сожалеть о неиспользованном шансе небывалого творческого прорыва?.. Поживем — увидим.
Валентина ЛЕВЧУК.