|
На снимках: баба Рая — заслуженная артистка Украины Валентина Губская; мама — заслуженная артистка Украины Евгения Севырина, Ленка — артистка Надежда Машукова.
Отметим, что одесские режиссеры, ее смотревшие, отнеслись к дебютной работе Ирины Охотниченко благосклонно, актерские работы в спектакле оказались отличными. В знакомых нам актерах — заслуженных артистках Украины Валентине Губской и Евгении Севыриной, в Игоре Коршунове и Викторе Раду — раскрылись новые грани их сценической индивидуальности, просто-таки блестяще проявили себя Надежда Машукова и Елена Кочергина.
Думается, о спектакле будут спорить, но именно такая вещь и получилась, которую стоит обсудить! И автор пьесы, и ее постановщик метко попали в некие актуальные точки общественной памяти, понятные и взрослому, и подростку. Присущие современной беллетристике признаки интимного дневника у Елены Исаевой выходят за пределы сугубо личной биографической истории, автору удалось, опираясь на собственную биографию, проявить в ней то, что может примерить на себя каждый, а постановщику Ирине Охотниченко удалось воплотить эти новеллы с юмором и заставить публику задуматься о многих вещах, интересных не только «для меня и моей мамы».
Тина АРСЕНЬЕВА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
музею Пушкина — 50 лет
Молодой поэт в молодой Одессе
26 мая — день рождения А. С. Пушкина по старому стилю: именно в этот день искусствоведы Литературно-мемориального музея, а в народе — просто «Музея-квартиры Пушкина», решили отметить свой музейный юбилей.
В одном из залов «дома Пушкина» на ул. Пушкинской, 13 открылась выставка «Пушкинские музеи Украины». Экспонаты — копии литографий и фотоснимков, документы и афиши, — рассказывают об истории создания и работе одесского музея-юбиляра, который в разные годы посетили потомки великого русского поэта: правнук Григорий Григорьевич Пушкин в 1985 году, праправнучка Юлия Григорьевна Пушкина в 1997 году, супруги Саша и Мария Пушкины, ведущие род по разным ветвям от сына поэта Александра, — в 2007 году.
В Украине четыре, вместе с одесским, пушкинских музея: выставка знакомит нас с Киевским музеем А. С. Пушкина; с самым старым в Украине Литературно-мемориальным музеем А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке Черкасской области, в имении Раевских — Давыдовых, где поэт был в 1820—1822 годах; с Крымским республиканским музеем А. С. Пушкина в Гурзуфе, в доме герцога А. Э. де Ришелье, где Пушкин жил летом 1820 года, приехав в Крым с семьей генерала Н. Н. Раевского.
Нынче в одесском «музее-квартире», рассказала на вернисаже заведующая музеем Алла Нирша, экспонируются около 300 единиц хранения, музей располагает обширными фондами, позволяющими легко менять экспозицию и накопленными во многом благодаря старожилам Одессы, местным коллекционерам. «Прародительницей» музейного собрания была городская выставка к 100-летию Пушкина в 1899 году. Каким-то образом из Одессы исчезла в 30-х годах трость, принадлежавшая Александру Сергеевичу, но, по счастью, «всплыла» в Лениграде-Петербурге, который, разумеется, не спешит с ней расстаться.
«Главный экспонат — этот наш дом, — говорит Алла Нирша, — его камни не просто мертвые камни, они одухотворены присутствием Поэта. Молодой поэт в молодой Одессе — именно это состояние мы стремимся хранить в музее».
— Разруха, как известно, начинается в мозгах, — прокомментировала нынешнее состояние Пушкинского музея его заведующая, — и она продолжится, если Пушкин в Украине и в дальнейшем будет вытеснен на задворки «зарубежной литературы». Я считаю, что это глупо и даже преступно. Если власти так обращаются с народным достоянием, чего требовать от простого обывателя?!
...Торжественная часть юбилея прошла в Золотом зале Литературного музея, филиалом которого является Музей Пушкина, директор Литмузея Татьяна Липтуга от души поздравила коллег-музейщиков, подчеркнув: «По сути, Пушкинский музей — наш старший брат».
От имени губернатора Одесщины музейщиков приветствовал его заместитель, депутат областного совета Андрей Ткачук. Он заверил, что облсовет приложит все усилия, чтобы изыскать в бюджете деньги на хотя бы частичный ремонт пушкинского музея. Заместитель председателя облгосадминистрации вручил заведующей Литературно-мемориальным музеем А. С. Пушкина, президенту одесского отделения «Альянс Франсэз» Алле Михайловне Нирше Почетный знак губернатора Одесской области. Были также вручены почетные грамоты ряду сотрудников музея. Научные сотрудники других музеев Одессы преподнесли коллегам из музея-юбиляра подарки.
«Именинников» приветствовала французская гостья — почетный гражданин Одессы Сюзанна Савари-Полидори. Она прибыла в наш город с супругом Андре Полидори по случаю сорокалетия со дня ее первого приезда и начала дружбы с одесскими музеями, для которых мадам Савари стала щедрым дарителем редкостных изданий и экспонатов. Как обычно, мадам Савари привезла подарки — нотные записи для музыкальной академии, книги для библиотек имени Горького и имени Грушевского и для одесской «французской» школы № 10.
Трогательным подарком были детские рисунки на пушкинские темы — работы юных художников, обучающихся у Клавдии Михайловны Боголюбовой. Поздравили музей и профессиональные художники Геннадий Гармидер и Светлана Крижевская, чтица Елена Куклова, гитарист Анатолий Шевченко.
Валентина ЛЕВЧУК.
гость города
«Чаепития на ближнем небе», или Одиссея Аркадия Ровнера
На днях в Одессе побывал с циклом своих творческих вечеров русский писатель, поэт, переводчик, издатель, культуролог, специалист по эзотерике Аркадий Ровнер. Со своими почитателями Аркадий Борисович встречался три вечера подряд в чайном клубе «Небесная роса». Ныне Аркадий Ровнер живет в Москве, но по происхождению он — самый настоящий одессит.
ИМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ рассказал о том, что его связывает с нашим городом:
— Очень тепло становится на душе всегда, когда я здесь оказываюсь. И в центре, и не в центре. Слава Богу, что руки не доходят у ваших начальников перестраивать центр Одессы. Пускай строят спальные районы, устанавливают высотные башни где-нибудь подальше. Эти домишки надо лелеять и дышать на них, чтобы они сохранились. Это удивительная красота, девятнадцатый век, начало двадцатого века, ар-нуво, «Мир искусства», конструктивизм и так далее, чудеса всякие, каких теперь нет. В Москве сейчас, вы знаете, воздвигается что угодно, огромные махины, а в Одессе еще сохранен этот уют, эта мягкость... Меня связывает с Одессой, кроме рождения, очень многое. В годовалом возрасте родители увезли меня в эвакуацию, и в первый раз я приехал сюда уже в сознательном пятнадцатилетнем возрасте с отцом. И сразу почувствовал, что это мой город, и очень люблю его с тех пор. В то время нас встречали какие-то родственники, сегодня даже не знаю, есть ли таковые в Одессе, как-то родственный круг вытеснился друзьями. Очень мне нравится речь одесситов, не утрированная, а мягкая, ясная. Одесса — очень интеллигентный город, здесь много друзей. Езжу я сюда систематически с девяностых годов, провожу семинары, а сейчас впервые провожу «Чаепития на ближнем небе». Это такая новая форма посиделок, на которых мы легко, свободно будем говорить о важных вещах.
Аркадий Ровнер родился в Одессе в 1940 году, окончил философский факультет МГУ (1959 — 1965). В начале 1970-х работал в Институте информации Академии общественных наук. В 1973 году эмигрировал в США. Учился в докторантуре Колумбийского университета в Нью-Йорке, преподавал в Нью-Йоркском университете и в Новой школе социальных исследований. С 1977 года издавал в Нью-Йорке двуязычный религиозно-философский и литературный журнал «Гнозис» (последний номер вышел в Москве в 2006-м), выпустил в Нью-Йорке двуязычную двухтомную «Антологию «Гнозиса», собравшую российскую и американскую поэзию, прозу, эссеистику, живопись, графику, фотографию. Он — автор книг «Гости из области», «Третья культура», «Веселые сумасшедшие», «Школа состояний», «Будда и Дегтярев», «Ход королем», «Путешествие МУТО по Руси», «Гурджиев и Успенский» и других, а также двух вышедших в Москве сборников стихотворений: «Этажи Гадеса» и «Рим и Лев». В 2006 году в издательстве «Номос» вышли роман «Небесные селения» и сборник рассказов «Пеленание предка». Перу Аркадия Ровнера свойственна неспешная подробность, наблюдательность; писатель вводит читателя в удивительно умиротворенное состояние, делится богатством своего ассоциативного мышления, рассказывает массу историй из жизни известных или просто интересных людей. Эзотерика в его сочинениях так похожа на обычную жизнь, что даже удивительно, зачем автору нужен флер загадочности — для обобщения ли, для эстетизации?..
САМОЕ, на мой взгляд, оригинальное исследование Аркадия Борисовича состоит в создании «веселой науки» фулологии (дураковедение в переводе с английского foolology). Его курс «Дураки мира» (Fools of Many Lands), который Ровнер читал в Новой школе социальных исследований (New School of Social Research) в Нью-Йорке, неизменно собирал многочисленную аудиторию.
Оказывается, можно не раздражаться от общения с дураками, а находить в этом некий научный интерес. Разумеется, Аркадий Ровнер общается и с выдающимися умами эпохи. Его друзьями и спутниками по жизни в разные годы были писатели Венедикт Ерофеев, Юрий Мамлеев, поэты и художники Владимир Ковенацкий и Илья Бокштейн, поэт Дмитрий Авалиани. И самым верным другом была, увы, уже ушедшая из жизни поэтесса Виктория Андреева, с которой они воспитали прекрасного сына Антона, ныне известного российского композитора и музыковеда.
Конечно, хотелось узнать от Аркадия Борисовича какие-либо подробности одесской истории семьи, но не удалось: «Родители проживали здесь до войны, в каком доме, в каком районе — к сожалению, не знаю. Их уже нет, спросить некого...». Мои друзья — это моя родня. Это люди того пространства, той большой структуры, которую я создал. Структура называлась сначала «Школой состояний», потом она стала называться «Институтом культуры состояний», а теперь это гурджиевский клуб, который объединяет ищущих людей в России, Украине, Литве и в Европе — Париже, Амстердаме, Брюсселе, а также в Америке. Только полгода нашему сайту, он на двух языках — русском и английском. Нас объединяет идея, духовная практика, стремление сохранить в этом мире самые важные вещи, которые, к сожалению, постепенно теряются, уничтожаются, погибают. Духовный поиск в нашем понимании ведет к радости, которая у каждого своя.
Пока мы с фотокором наблюдали за ходом «Небесных чаепитий», нас посетила идея: вот бы в подобном мероприятии поучаствовали власть имущие, чиновники, депутаты. Попили бы ароматного чаю, послушали глубокомысленные притчи, поискали бы в себе «искорку радости», глядишь, и повысили бы культуру своих состояний — нет, не тех, о которых подумал кто-то из читающих эти строки, а состояний души. А в итоге жизнь стала бы прекраснее для всех. Наивно? Не скажите...
Мария ГУДЫМА.
На снимке: Аркадий Ровнер.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
юбилей
Праздник верности счастливого человека
Верность — классической традиции, учителям, литературным кумирам, друзьям, памяти мужа, Одессе — это и есть творческий портрет Елены Кукловой, чей юбилей отметили 24 мая в филармонии ее многочисленные поклонники.
Лауреат премий имени Паустовского и Рядченко, актриса Одесской филармонии, мастер художественного чтения Елена Куклова подарила в этот день землякам программу «Молитва об одесситах», составленную ею из стихотворений и прозы бывшей одесситки, проживающей в США, Инны Богачинской. И затем, буквально заваленная цветами, принимая поздравления, без устали говорила о своих наставниках, сыпала именами-фамилиями, благодарила... Услышишь эти имена — и из творческой биографии Кукловой явственна перед нами целая эпоха из жизни Одессы.
Елена Яковлевна и сейчас вся там — не улыбайтесь, в городском Дворце пионеров имени Яши Гордиенко... А семнадцати лет Елена придет в студию при Доме актера, к Зинаиде Григорьевне Дьяконовой: «Учителю на всю оставшуюся жизнь». В Доме актера Елену прослушает знаменитый на весь Советский Союз артист — чтец Дмитрий Журавлев, представитель старой классической школы, большой друг Зинаиды Дьяконовой, — и «приговорит» к художественному чтению: «Вы должны избрать путь чтеца». И тоже станет Учителем и другом пожизненно; сориентирует в репертуаре, строго и придирчиво: что — «в корзину», что — «сквозь годы». Настанет день, 26-летнюю Лену «приведет» в Одесскую филармонию певец-бас Борис Зайцев, и первая ее программа будет — с ним, поставленная режиссером Евгением Купченко: «Пусть об этом расскажет песня».
После первого сольного концерта Кукловой в «Вечерней Одессе» появилась первая в городе статья о молодой чтице, написала ее Инна Богачинская...
28-летняя Елена Куклова читала с одесской сцены поэму Маргариты Алигер «Зоя» в присутствии автора, которая вспомнила, кстати, что написала эту поэму в возрасте 28 лет; это была премьера симфонической поэмы «Зоя» композитора Юровского, гонимого при Сталине «космополита»; а вокальную партию исполняла Александра Фоменко, будущая народная артистка Украины и профессор консерватории, — Александры Николаевны уже два года нет с нами...
С Маргаритой Алигер, урожденной одесситкой, у Кукловой тоже завязалось творческое общение, не раз встречались и в Одессе, и в Москве. Долгие годы длилась переписка с Дмитрием Журавлевым, которого Куклова тоже обязательно навещала, наезжая в Москву. Февраль 1981 года знаменателен для Елены Яковлевны: знакомство и последующая дружба с Анастасией Цветаевой, которая высоко оценила чтение Еленой Кукловой стихов гениальной Марины: «Она их не играет — она читает!».
Поэтические программы Марины Цветаевой — особая тема в жизни Кукловой. Наша газета писала об истории запрета первой подготовленной Е. Я. Кукловой в 1980 году в Одессе программы. Пробивать разрешение пришлось через Москву, и за это взялся вернейший из друзей — муж, врач Борис Куклов: он подолгу терпеливо просиживал в приемной Главлита (т.е. главного управления цензуры); он обивал пороги Министерства культуры, покуда Елена сидела дома и... плакала. С помощью московских друзей, того же Дмитрия Журавлева, «крамольную» программу удалось отстоять. С огромной благодарностью вспоминает Елена Яковлевна благие усилия в этой борьбе одессита-москвича Ильи Самойловича Зильберштейна — авторитетного литературоведа, подарившего Москве музей личных коллекций, и его супруги, директора ЦГАЛИ Натальи Борисовны Волковой.
С тех пор у Елены Кукловой накопилось семь «цветаевских» программ, горячо и благодарно принимаемых публикой. А Зильберштейны стали друзьями симпатичных им «Кукловчиков», как называл Журавлев одесскую чету в поздравительных открытках...
А сколько было гастрольных поездок в богатой филармонической биографии Елены Кукловой! Буквально — от Москвы до самых до окраин: вплоть до Дальнего Востока. А потом довелось повидать и Америку — там живет и работает сын Анатолий: физик-теоретик, выпускник МИФИ, теперь он профессор, член Нью-Йоркской академии.
Сама же Елена Яковлевна страстно и неразлучно влюблена в Одессу. И нет для нее светлее рая на земле, чем камышовые дебри Хаджибейского лимана, в которые уткнулась маленькая «совецкая» дачка на сваях: туда актриса сбегает из города, едва пригреет солнышко, — и до заморозков. Там — книги, книги; как и в ее городской квартире. Они были страстью покойного мужа, кандидата медицинских наук Бориса Степановича Куклова, единственной ценностью, за которой, он считал, стоит гоняться, единственным капиталом этой супружеской пары. А этот негромкий человек был настоящим мужчиной, за которым малоприспособленная к житейским передрягам актриса была, как за каменной стеной. Смерть супруга 30 декабря 2006 года могла выбить Елену Куклову из колеи — но спаслась она творчеством, дав большой годичный цикл литературных программ в память мужа. В этом ее поддержали областной Совет мира и весь творческий коллектив Одесской филармонии.
...В ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР Елену Яковлевну поздравили ведущие одесские артисты и педагоги: народная артистка Украины, профессор ОГМА, академик Галина Поливанова; народная артистка Украины, профессор ОГМА Людмила Довгань; Валерий Кузнецов, дуэт «Доля» — народные артистки Украины Татьяна Буркацкая и Лариса Стадниченко; заслуженная артистка Украины, профессор ОГМА Елена Стаховская; Анна Розен и Сергей Сеславинский; игуменья Серафима; директор Музея Филатова Наталья Коваленко и многие другие, коллеги-профессионалы и люди «из публики». Аудиопоздравление передала из Нью-Йорка Инна Богачинская. Начальник управления культуры горисполкома Роман Бродавко вручил Е. Я. Кукловой Почетный знак одесского городского головы.
Если подумать, Елена Куклова — счастливый человек: у нее вроде бы и отобрать нечего, а вот одарить она способна щедро!
Валентина ВАСИЛЕНКО.
Фото автора.
анонс
Брачные знакомства по-нью-йоркски
В Одесском академическом театре музыкальной комедии имени М. Водяного состоится премьера обновленной постановки знаменитого мюзикла Джерри Хермана «ХЕЛЛО, ДОЛЛИ!».
История об энергичной вдове из Нью-Йорка, которая «организует знакомства в атмосфере элегантности и утончённости с целью заключения брака», в 50-е годы ХХ века была популярна на бродвейской драматической сцене. Автор пьесы — известный американский писатель Торнтон Уайлдер — сумел рассказать простую историю об удачливой нью-йоркской свахе по канонам эффектной комедии положений. Но когда композитор Джерри Херман написал музыку и превратил пьесу в феерическое шоу с участием многих актеров, певцов, танцоров и музыкантов, мюзикл «Хелло, Долли!» стал мировым хитом.
В одесской постановке заслуженного деятеля искусств России В. Подгородинского занята почти вся труппа театра. Ведущие и молодые солисты, артисты балета, музыканты.
В роли Долли — нар. арт. Украины Ольга Оганезова и засл. арт. Украины Тамара Тищенко.
Горас — засл. арт. Украины Станислав Ковалевский и лаур. межд. конкурса арт. оперетты Павел Коломийчук. Ирэн — засл. арт. Украины Алина Семенова, засл. арт. Украины Аурика Ахметова, лаур. премии Гран-при межд. конк. артистов оперетты Ирина Ковальская. Корнелий — засл. арт. Украины Сергей Лукашенко, лаур. конкурса «народное признание» Владимир Кондратьев и Алексей Исаев. Тему первого мужа Долли — импровизированное соло на рояле — исполняет известный одесский композитор и джазовый музыкант Евгений Ульяновский.
Премьерные спектакли состоятся 30, 31 мая и 5 июня в Одесском академическом театре музыкальной комедии имени М. Водяного. Начало в 18.30.
Юния САГИНА.
сокровища наших музеев
Перенеситесь в Вечный Город...
Вы не бывали в Риме? Жаль... я тоже! Тогда побывайте в Музее западного и восточного искусства — и увидите подлиннейший, аутентичный, не изуродованный стеклобетонным двадцатым веком Вечный Город на офортах отца и сына Пиранези из фондов музея. Работы выдающихся итальянских графиков снабжены подробными аннотациями. Куратор выставки — заместитель директора ОМЗВИ по научной работе Людмила Сауленко.
Храмы, императорские резиденции, виллы знати, курорты, площадь Святого Петра, пантеоны, форумы, знаменитый замок Святого Ангела, известный атеистическому поколению преимущественно из сочинений разоблачавшего папские козни Лео Таксиля; Капитолийский холм с его дворцами и лестницей, спроектированной и украшенной великим Микельанджело, — все это «Древний Рим в офортах Пиранези»: Джованни Батисты Пиранези (1720—1778) и Франческо Пиранези (1756—1810). Рассматривая еще свежие на ту пору постройки Ренессанса и древние руины, еще «не совсем провалившиеся», и дав волю фантазии, вы заодно узнаете, что такое искусство офорта, как сделаны все эти изысканные и суровые по тону графические листы, запечатлевшие современный их авторам Рим и его окрестности со скрупулезной точностью научного атласа и завлекательностью туристического путеводителя.
Архитектор по специальности, по роду же занятий археолог и график, Джованни Батиста Пиранези оставил потомкам более 1000 офортов, более 1000 запечатленных сюжетов. В ОМЗВИ хранятся 16 бесценных листов обоих Пиранези, отца и сына.