За гуманизм, за демократию, за гражданское и национальное согласие!
Общественно-политическая газета
Газета «Вечерняя Одесса»
RSS

Культура

О Национальном оркестре в приймах у областного бюджета

№31 (8768) // 28 февраля 2008 г.

Пресс-конференция, состоявшаяся 25 февраля в Одесской областной госфилармонии, была посвящена взаимным финансовым претензиям филармонии и Национального одесского филармонического оркестра. Урегулировать проблему смогут, если захотят, депутаты областного совета.

СОБСТВЕННО, ситуация эдакой локальной «холодной экономической войны» между филармонией и оркестром возникла не нынче, она длится годами, и обе стороны постоянно высказывали тихие обиды друг на друга, внешне пытаясь как-то договориться, даже в судебном порядке. По сути, и те, и другие стали заложниками бардака в государстве и полнейшего бескультурья верховной власти.

Эпитет «филармонический» в названии оркестра означает его качественный состав, но вовсе не является признаком принадлежности к Одесской филармонии. Филармония и оркестр — отдельные структуры, два самостоятельных юридических лица: 1 июля 1993 года оркестр, уже около двух лет работавший под руководством Хобарта Эрла, вышел, согласно решению Кабмина № 43, из состава областной филармонии. Сделался отдельным культурным учреждением, непосредственно подчиненным Министерству культуры. Заключили с филармонией ряд договоров, поделили библиотеку, гримерные, получили два репетиционных помещения.

Но сцена-то филармоническая осталась одна! Зал-то — один! И получилось, что отпочковавшееся «юридическое лицо», словно взрослое дитя без перспектив на жилье, осталось на «родительской жилплощади». С соответственно утесненными правами: в филармонии есть и свой оркестр, есть ансамбли, солисты, — большущая труппа, сцена всем нужна. Вот и выходит по сей день, что оркестр, чей художественный руководитель (иностранец!) за эти годы стал заслуженным, а свой коллектив вывел в Национальные, имеет единственный концертный день в неделю — пятницу. Ну, иногда выходит два дня: «если очень-очень надо» Хобарту, филармония идет на уступки. За прошлый год оркестр дал 39 стационарных концертов; по плану ему полагается 60 концертов в год, остальные — гастрольные. Об этом мне поведала после пресс-конференции заместитель директора оркестра Светлана Баркер, работающая в этой должности со дня основания коллектива.

Концертов кот наплакал, цены на билеты совершенно демократические — много ли возьмешь в Украине с интеллигента-меломана? — а меж тем, как писал поэт, это ж надо заработать сколько! Ведь надо оплачивать коммунально-эксплуатационные расходы. Аренда государственных помещений для государственных культурных учреждений обходилась в символические суммы, соответственно, и филармония фактически ничего не брала с оркестра. Но как областное предприятие, она потачки арендаторам давать не собиралась. Мало того, коммунальные платежи с оркестра берут, как и с филармонии, как с прибыльных предприятий, не вникая, какая нынче у них прибыль... Уже в 1998 году ежемесячная фиксированная плата, так сказать, за амортизацию, была определена филармонией оркестру в 600 у.е. Дирекция оркестра жалобно взвыла. Дело решили в судебном порядке: насчитали оркестру 300 ежемесячных у.е. Что на тот момент соответствовало сумме в 1200 гривен. В конечном счете с 2001-го по нынешний год оркестр платит порядка 2000-2500 гривен в месяц. Ведь и курс доллара рос, и коммунальные тарифы росли.

А как вообще рассчитаны все эти платежи — тоже ведь горькие слезы. Тут музыкант с консерваторским образованием в управдомы и бухгалтеры переквалифицируется. На это обстоятельство нарвался и нынешний и.о. директора филармонии Александр Перепелица, вынужденный заниматься «среднепотолочными» расчетами, постоянно волнуясь, как бы чего не упустить: и труд уборщицы в оркестре учесть, и дворника, и сколько киловатт «спалили» оркестранты, проводя 155 плановых репетиций в год. Интересно, как вычисляется, сколько воды вылили, — персональный-то счетчик на каждого не навесишь?

Оркестр, как было сказано, получил статус Национального. Казалось бы, государство теперь обеспечит ему материальную базу, то есть беспроблемное коммунальное существование. Ага, размечтались. Еще на зарплаты государство наскребло, а уж от коммунальщиков, арфы и скрипки, солнечные кларнеты, сами отбивайтесь. Невзирая на «вопль великий» оркестра к министерскому начальству, сегодня, как отметил гендиректор оркестра Иван Косяченко, национальный коллектив финансируется на 97% — и это без учета «коммуналки».

Недоплатит оркестр за коммунальные услуги — взыщут с филармонии как с «ответственного квартиросъемщика». Отсюда — многолетнее напряжение в отношениях...

НО ВОТ ГРЯНУЛО в ноябре прошлого года судьбоносное решение сессии областного совета: передать здание Новой биржи, то есть филармонии, на баланс находящегося в этом здании-памятнике культурного учреждения, т. е. филармонии. В оперативное управление. Состояться же это должно 29 февраля. Как раз начнется очередная сессия облсовета. Дирекция филармонии должна будет перезаключить договоры с собственником здания — облсоветом. А оркестр Хобарта, соответственно, с арендодателем — филармонией. И Александр Перепелица, поддержанный начальником облуправления культуры Надеждой Бабич, намерен подать сессии обл"совета просьбу об установлении арендной льготы для оркестра Хобарта Эрла. Директор же оркестра Иван Косяченко будет просить депутатов «дофинансировать» оплату оркестром коммунально-эксплуатационных расходов. Эти проблемы недавно обсуждали и на специальном совещании у председателя облсовета Николая Скорика.

Но, отметили участники пресс-конференции, областной бюджет таким образом должен взять на себя траты, которые нести не только не обязан — не имеет права. Надежда Бабич рассказала, что не раз обращалась в Минкультуры по поводу недофинансирования из Госбюджета одесских государственных учреждений культуры, которых всего-то пять: «Горьковка», школа Столярского, музакадемия, оперный театр, филармонический оркестр. В конечном счете получила ответ: если мы, сиречь держава, не можем, то переносите нагрузку на областной бюджет. То есть государственному чиновнику вышестоящие государственные люди впрямую порекомендовали нарушать закон — Бюджетный кодекс Украины.

Ну, ладно, решили в облгосадминистрации, выхода нет — будем нарушать. Вольем областные денежки в бедненький Госбюджет, истощенный внеочередными выборами...

Теперь благополучие двух значимых для Одесщины музыкальных коллективов напрямую зависит от решения депутатов облсовета, а ведь бюджет наш, как заметила Надежда Матвеевна Бабич, что тот Тришкин кафтан. Надо еще учесть, что траты «на культуру» за"планированы облуправлением и куда более важные, чем недоплаченная оркестром «амортизация». На обсуждение сессией будет вынесена программа развития базовой сети учреждений культуры на 2008— 2011 годы, где, в числе прочих капитальных трат, предусмотрено выделение 2 миллионов 200 тысяч гривен для обустройства в филармонии автономной отопительной системы. Потому как здание в плачевном состоянии по причине обветшалых водонесущих магистралей...

Александр Перепелица, Иван Косяченко сегодня волнуются: что решит сессия? Если депутаты откажутся утвердить льготы для Национального филармонического оркестра, счета за неоплаченные коммунальные услуги будут накапливаться. И придется «разруливать» их погашение в Минкультуры. И что тогда? Опять министерство предложит «переложить на облбюджет» — и круг замкнется? И коммунальщики отключат здание-памятник от теплоносителя, вырубят электричество?..

Сегодня, в зимний сезон, дирекция филармонии ежемесячно платит 15000 гривен «по формуле условного потребления». Получив здание-памятник в оперативное управление, будет нести ответственность за его сохранность и реставрацию. А это недешево — содержать в порядке такое здание. Арендные же ставки предстоит еще определить на основании выводов специальной экспертной комиссии, которая исчислит балансовую стоимость здания. И уже после устанавливать льготу. А счета за коммунальные услуги тем временем будут поступать. «Надеемся на мудрость депутатов облсовета и областной администрации!» — только и остается взывать музыкантам. «Проявим здесь, в Одессе, государственное мышление, найдем выход из ситуации», — призывает Надежда Бабич.

...ЕСТЬ В ЭТОЙ ИСТОРИИ один обнадеживающий штрих. Филармония получит на баланс все здание, вместе с помещениями, арендуемыми отнюдь не убыточными казино, кафе и прочими заведениями, которые до этого платили аренду в облУООКН, и средства те шли в «общий котел» областного бюджета. Теперь же развлекательные заведения станут арендаторами у филармонии, которая сама будет устанавливать размер арендной платы и, в случае неплатежа, сможет «отказать от дома». Может ли это быть аренда по реальной, рыночной цене? Или обяжут сдавать полезные площади по цене «балансово-среднепотолочной»? Хотелось бы, чтобы юристы облсовета помогли «разрулить» и эту перспективу на благо двух музыкальных коллективов. Таких, невзирая на отдельность, взаимозависимых и таких нужных городу.

Тина АРСЕНЬЕВА.

творчество молодых

«Еще душа весенится и верит...»

Эта строчка из «поэзы» Игоря Северянина могла бы стать девизом, motto концерта, который прошел в филармонии в последнее февральское воскресенье.

Известные «весенние» опусы — Шуман, Штраус, Рахманинов, Слонимский — в тот вечер не звучали. Программа концерта была скорее «осенней» по своей тональности. Зато атмосфера, царившая в зале, была напоена поистине весенними эмоциями. Надежда на обновление, предвкушение долгожданных перемен в жизни филармонии, жажда ярких открытий... Не эти ли «весенние голоса» поют — и уже давненько! — в сердцах наших меломанов? И сколь символично, что именно в преддверии весны календарной мечтаниям этим отчасти суждено было сбыться.

Сильнейшей интригой любого концертного действа становится, как известно, появление на подмостках неведомой ранее артистической личности. Новое имя в афише — само по себе есть изрядный «манок» для публики. А если имя это досталось по наследству, если оно давно и хорошо знакомо? Что ж, в таком случае интрига становится во сто крат заманчивее. Ведь не секрет, что к потомкам прославленных артистических семейств внимание всегда совершенно особое, и смотрят на них не иначе, как со строгим прищуром, — а ну, как не дотянут до планки, установленной родителями?

К чести наших дебютантов, надо сказать, что строгий экзамен они выдержали с блеском. Представители известнейших музыкальных династий Одессы выступили ярко и талантливо. За дирижерским пультом стоял Владимир Дикий — сын известного пианиста и культуртрегера Юрия Дикого и выдающегося вокального педагога (в прошлом блистательной солистки нашей оперы) Алисы Джамагорцян. Солировал на контрабасе тоже человек «с именем» — Иван Завгородний, сын прекрасных певцов-актеров из Театра музкомедии, Наталии и Николая Завгородних.

Оба молодых музыканта не только подтвердили благородство своих корней, но и выказали себя как неординарные дарования. В лице дирижера Владимира Дикого камерный оркестр филармонии, безусловно, обретет достойного ассистента для Игоря Шаврука. У молодого маэстро не только крепкая выучка (аспирантура столичной консерватории), но и тонкий художественный вкус, явная тяга к репертуарным изыскам, страсть к «езде в незнаемое». Доказательство — изящно выстроенная программа его первого выступления. От рокайльных виньеток «Контрабасового концерта» чешско-немецкого автора Яна (Иоганна Баптиста) Ванхаля — через малеровскую аранжировку трагической фрески Шуберта «Смерть и девушка» к экзотически-пряным «Хризантемам» раннего Пуччини...

Владимир Дикий несомненно тяготеет к немецкой, точнее, фуртвенглеровской манере дирижирования с ее заметным утяжелением темпа, с ее намеренным акцентированием каждой, самой мельчайшей детали. Очевидно, в Одессе родился интерпретатор с огромным творческим потенциалом — буде таковой реализуется в условиях нынешней нашей филармонии.

Как хотелось бы верить, что дух обновления, повеявший здесь накануне весны, не стихнет в одночасье, а приведет к заявленным, но еще не начатым преобразованиям. И тогда, глядишь, появится в филармонии столь необходимая должность артистического (а не только коммерческого) директора, и улягутся потихоньку абсурдные ссоры между руководством Национального симфонического оркестра и филармонии. И реклама концертов наладится, и программки концертов начнут, наконец, печатать. Да и роскошную клумбу во дворе филармонии (что видна на старинных открытках) с Божьей помощью когда-нибудь отреставрируют...

Эх, мечты, мечты... Впрочем, когда и помечтать, как не на пороге весны?

Марина ГАЛУШКО.

Только для посвященных

В кинотеатре «Маски» при большом стечении зрителей состоялась премьера в Украине заключительного фильма «Одесской трилогии», фильма-участника кинофестиваля в Солотурне (Швейцария) «Суб Роза». А также пресс-конференция с автором картины — режиссером Хуго Шером, актерами-исполнителями, съемочной группой. Швейцарский режиссер напомнил, что в переводе с латыни выражение «Суб Роза» означает «только для посвященных», и назвал свою кинопоэму объяснением в любви необыкновенному городу Одессе и его не менее необыкновенным жителям.

Мировая премьера короткометражного игрового фильма «Суб Роза» состоялась в Швейцарии в рамках главной программы важнейшего национального кинофестиваля в Солотурне (21-27 января 2008 года). Фильм был включен в программу в престижное время и демонстрировался в двух самых больших залах с помощью новейшей HD-техники.

Картина не могла быть номинирована на швейцарский киноприз, потому что только сценарий, режиссура и продюсирование были швейцарскими, а в целом 95% создателей картины — граждане Украины, что по условиям фестиваля не позволяет фильму считаться швейцарским.

Однако «SWISS FILMS», национальные дистрибьютор"ские и промоушн-компании швейцарского кинематографа взяли фильм в свои программы и будут продвигать его на все крупнейшие интернациональные кинофестивали, чтобы он смог в будущем выиграть как можно больше призов.

Сюжет фильма вкратце таков. По случайному стечению обстоятельств молодой матрос-подводник (Егор Коршунов) оказывается со своей возлюбленной (ее роль играет Татьяна Коновалова) на подводной лодке «SUB ROSA». Случайно девушка запускает двигатели субмарины, которая погружается. В перископе им видятся их желания и мечты, и в последний раз молодая пара предается любви, прежде чем запас воздуха должен иссякнуть...

Но это лишь сон... Кроме Татьяны Коноваловой и Игоря Коршунова, в фильме снялись одесские актеры Валерий Жуков, Борис Барский, Ирина Токарчук, Геннадий Скарга, Светлана Москвина.

Режиссер просил журналистов обратить внимание на то, что в каждой короткометражной части его кинотрилогии обозначено какое-то транспортное средство, на борту которого оказываются актеры-пассажиры. В «Трамвае № 5» это был, естественно, трамвай, в «Последнем приглашении» — самолет, на этот раз — субмарина. Движение и только движение — таков девиз Хуго Шера, профессионального художника, который в последние годы рисует при помощи видеокамеры. Особенно в Одессе.

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ.

Фото автора.

выставка

Территория 2х2

В пятницу 22 февраля Морская галерея открыла новый сезон выставкой одесских художников двух поколений под названием «Территория 2х2».

Несмотря на то, что некоторые работы художников (супругов Владимира Цюпко, и молодой семьи Светланы Юсим, и Стаса Жалобнюка) вы уже видели на других выставках, на территории Морской галереи они выглядят иначе. Само пространство галереи раскрывает те смыслы, которые вы могли упустить ранее.

Отказ от фигуративности у Владимира Цюпко и Светланы Юсим, художников, получивших прекрасное художественное образование в лучших вузах бывшего Союза, был не случаен, обдуман и труден, если вспомнить, как относился к «абстракционистам» некогда сам глава грозного государства! Однако они пошли и далее супрематизма Малевича, и знаковой уравновешенности Клее, и бурной абстракции Кандинского. Обоим присуща тщательная работа над пространством холста, проникновение вглубь, построение новой, цветовой архитектоники. Полотна Владимира Цюпко — многомерны. Пульсирующая вибрация цвета включает ритмы восприятия на тонких уровнях сознания. Интересно, что для Владимира Цюпко не характерно давать литературные названия картинам, в этом заключается позиция. Его интересуют чисто живописные задачи, соотношения цвета и света, пространства и внутреннего объёма.

Творчество Светланы Юсим являет собой зачарованное царство, которое ещё только ждёт своего читателя. Я говорю читателя, потому что Светлана Юсим включает в свои полотна и знаки, и буквы различных алфавитов, и отдельные слова. Они — как послания из других миров. Их космичность позволила мне вспомнить строки стихотворения художника-космиста Олега Соколова: «Какие электрические скаты в глубинах букв (но до поры) лежат!» Светлана Юсим улавливает импульсы, спрятанные в тайниках слов, букв, знаков, стараясь увидеть их светоносную составляющую. Светлые знаки на сером фоне, фоне сложном, прописанном вглубь, уж не напоминают ли нам про то, что у слова есть божественная сущность?

Визуальная агрессия реклам, усиливающаяся с каждым шагом, с каждым наступающим бигбордом, всё более и более засоряет территорию обитания человека, угнетает его сенсорное восприятие. Своё творчество молодой художник преподносит как протест на внешнюю агрессию. Стас Жалобнюк своим воображением преобразует впечатления в подобие плакатов, подобие декораций спектакля театра абсурда, подсказывая тем самым выход из ситуации. Стас любит театр, эпатаж, гротеск, да и образование получал в Одесском театрально-художественном училище. Его саркастическая серия «Портфолио», панно «Дефиле», «Картины для взрослых», выполненные в смешанной технике, есть яркое подтверждение тому. Вот сейчас раздвинется бурая кулиса, и вам предстоит стать самому себе режиссёром.

Работы его жены Олеси Зайва очень светлые, яркие, жизнерадостные. С мудростью, присущей женщине-матери, она принимает этот мир и старается вынести только положительные впечатления. Тонкое цветоощущение, присущее Олесе, позволяет передать сочно и красочно свои впечатления («Погружение», «Полдень», «Оранжевое лицо»). Две работы, представленные на выставке, Олеся писала на последних днях беременности — завидная преданность профессии и мужество! Между Олесей Зайва и Светланой Юсим есть тонкая связь уважения ученика к учителю, но ни в коем случае не подражание.

Итак, территория Морской галереи становится на этот месяц территорией, на которой две супружеские пары художников разных поколений вынесли на ваш суд своё творчество, свои переживания, раздумья и чаяния.

Галя МАРКЕЛОВА.

в мастерской художника

Заговор на счастье

17 декоративных панно на шелке известного одесского мастера Валентина Гнатовского экспонируются в арт-салоне Союза художников на Екатерининской, 18.

ГНАТОВСКИЙ работает в сложной технике «батик», которая издавна применяется у народов Индонезии, Индии, тропической Африки. Различают два вида батика — холодный и горячий. С помощью резервировки тканевой поверхности горячим сложным восковым составом батик окрашивают в горячей краске, многократно погружая в нее ткань; холодный батик — это когда, последовательно покрывая поверхности сложным составом на основе резинового клея, фрагменты окрашивают холодной краской. В Европе батик начали применять в изготовлении декоративных тканей сравнительно недавно, в начале ХХ века. Валентин Гнатовский в совершенстве владеет множеством приемов росписи ткани. Более того, он привнес в эту технику много нового, своего, что позволяет говорить об авторском варианте батика.

Красочный, сюжетный, смысловой и монументальный батик Гнатовского очень актуален в интерьере современного жилища, в офисе. Работы этого художника украшают престижные дома и арт-галереи не только Украины, но и России, США, Израиля, Испании.

В свое время знаменитые архитектор Ле Корбюзье и художник Озенфан утверждали, что в искусстве существует строгая иерархия, согласно которой декоративные ремесла всегда «на дне». Гнатовскому же удается объединить декоративность с фигуративностью, доказать равноправие орнамента и «человеческого фактора». Ведь орнамент изначально, с древнейших времен, был неотъемлемой частью искусства, имел магическое значение. Орнамент Гнатовского обладает острохарактерной выразительностью стиля модерн, этому орнаменту присущи змеящиеся ритмы эгейского мира. Его гнутые линии напоминают то клубок змей, то паутину, то переплетенные стебли растений, то волну. Из нервно-томных извивов появляются очертания лиц, силуэты фигур обольстительных красавиц, изображения птиц и цветов. Одно изображение вплетается в другое, от этого орнамент напрягается, превращается в живую форму, способную к саморазвитию. По сути, Валентин Гнатовский, художник-философ, в пластических формах излагает аристотелевские взгляды о непрестанном становлении биологического мира, космичности, всемирном динамизме.

...Мастерская художника на Дворянской — своеобразный «автопортрет» и декорация к спектаклю «Дом волшебника». На стенде разместилась армия банок и флаконов с красителями, пронумерованных в строгом порядке цветовой радуги. На стене — коллекции бабочек и жуков. Над чудесной печкой со старинными заслонками — коллекция старой деревенской керамики. На полке — книги: любимого Маркеса и из серии «Тайны древних цивилизаций». Черная кошка Аза — «священное животное» ателье художника. Но главное украшение — работы, в которых — дыхание ирреального мира, свойства пророчеств, оберегов, талисманов. Валентин не пишет, а ворожит: процесс создания батика непредсказуем, невозможно предугадать, как поведут себя красители и ткани. Только шестое чувство — интуиция плюс богатый навык служат надежными помощниками, и тогда на хлопке возникают ноктюрны «лунного цикла», а переливчатый шелк превращает художника в солнцепоклонника. Но как в «ночном», так и в «дневном» циклах батика смысловым и композиционным центром работ Валентина Гнатовского является женский образ. Красота, доказывает автор батиков, это — манифестация тайны.

ОСОБОЕ СВЕЧЕНИЕ живописи на шелке, переливы цвета динамизируют пространство, которое в свою очередь как бы эротизируется. Симфонист цвета, Гнатовский создает свой красочный миф и возрождает древних богов, осмысляя религиозный опыт далеких предков средствами философии, современной психологии, пластики. Великая Богиня-мать, царица природы — главное божество большинства древних религий мира. Женские образы Гнатовского тяготеют к ней, они символичны, соотносятся со стихиями (например, с водой — «Вызывающая дождь»), наделены тайным знанием и магической силой. Непосредственно с литературным текстом они не связаны, однако вызывают массу культурных ассоциаций, в этих женщинах угадываются Исида, Аматэрасу, Иштар, Кибела, Деметра, Берегиня.

Движения мысли автора батиков родственны романтикам и символистам, в каждом создаваемом образе он стремится обнаружить Вечную Женственность. Впечатление же от его работ сродни детскому восторгу от узоров калейдоскопа: чуть-чуть меняется взаиморасположение элементов и цвет, а волшебство остается, только вместо африканской богини появляется славянская.

Тип картины-панно, как и батик, сравнительно нов для европейского искусства, он продуцирован здесь культурой конца XIX века и отмечен такими именами, как Пюви де Шаванн, Врубель, Борисов-Мусатов. Сохраняя привычные пространственные характеристики, картина-панно все же тяготеет к фронтальности, композиционно ориентируется на масштабную плоскость. У Гнатовского плоскость перед"него плана работает как некий источник магнитного поля, воздействуя на всю пластическую структуру. Плоскость превращается в своего рода экран, на который изображение проецируется не в направлении от зрителя, а к зрителю. Гнатовский влюблен в музыку цвета и линии. «Прекрасные формы — это плоские формы с изогнутыми линиями», — так считал великий Энгр, — заполняют все пространство многоцветного батика. Их красота сродни Вечности.

В РАБОТАХ нынешней экспозиции «Притча о кувшине», «Ручная птица» Гнатовский демонстрирует «лабиринт"ное мышление». Словно нить Ариадны, извилистые линии магического батика — дорога в подсознание, навстречу себе. Альфонс Муха считал, что вкус к символам является наследием всех славян, и видел в языке символов вернейший путь для передачи наших ощущений. И Гнатовский играет символами в виде зримых форм. Птица, непременный элемент его работ, — символ неба, свободы, духа, а также страж богатства и гарант правильного совершения ритуала. Кот связан с радостью и весельем: богиня-кошка Баст у египтян — любимая дочь бога солнца Ра, хранительница жизни. Женский образ с поднятыми вверх руками в панно «Отражение» напоминает Берегиню, защитницу человека и его дома от злых чар и духов. Даже устрашающая Медуза Горгона в истолковании Гнатовского выглядит как защитный талисман (щит Паллады). В «Полете Валькирии» — обращение к скандинав"ской мифологии, воссоздание духа мистерий европейского Севера.

Батик Гнатовского — «заговор на счастье», сеанс белой магии. Я думаю даже, что арт-салону Союза художников эти панно реально помогли: отвели угрозу его закрытия. Мы уже приготовились было снять только что открытую выставку — и в эти же дни Высший хозяйственный суд вынес решение в пользу салона «Художник»! Верите или нет, ваше дело. Но вы, несомненно, согласитесь хотя бы с тем, что в эти пасмурные зимние дни волшебные панно Валентина Гнатовского приобщают нас к солнцу, дают силу, приближают весну.

Ирина ТИМОХОВА.

Искусствовед ОМЗВИ.

На фото — панно В. Гнатовского «Отражение», «У моря».



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

12.11.2008 | Арик
привет ,Валя !
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
01/05/2024
Це гасло, під яким пройде цього року Всесвітній день вишиванки...
01/05/2024
В мае части пенсионеров произведут перерасчет пенсий. Пенсии возрастут для людей старше 70 лет, если размер их выплат ниже 10 340,35 грн.
01/05/2024
Прогноз погоды в Одессе 3—8 мая
01/05/2024
В Киеве провели детский фестиваль дзюдо. Большинство наград досталось хозяевам татами, но и одесситы вернулись домой не с пустыми руками...
Все новости



Архив номеров
май 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.033