За гуманизм, за демократию, за гражданское и национальное согласие!
Общественно-политическая газета
Газета «Вечерняя Одесса»
RSS

Культура

Игра в пятнашки с Настей Кирилиной

№72 (9006) // 21 мая 2009 г.

В Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а) открылась персональная выставка молодой одесской художницы Анастасии Кирилиной «Пятнышки, или Пятнашки».

Два года назад Настя дебютировала проектом «Шнурки, машины, мысли», в котором зрителю были представлены портретная живопись, изображения автомобилей, художница также возводила на холсты кеды, сброшенные гостями при входе в мастерскую. Второй Настин проект носил название «Марки» — каждая картина представлялась автору маркой на конверте, в котором запечатано послание к зрителям. Теперь вот — «Пятнышки».

Несколько резонансных экспозиций в Одессе и Киеве привлекли внимание художественной общественности страны к талантливой одесситке, недавней выпускнице знаменитой «Грековки». Куратор выставки Марта Погорелая рассказала на церемонии открытия вернисажа, что в феврале нынешнего года Настя Кирилина изобрела слово «пятнышки» с ударением на втором слоге, и теперь так определяет свои картины в жанровом отношении. На выставке первые зрители с большим удовольствием увидели шестнадцать «пятнышек» — озорных, радостных, игривых, напоминающих о детской игре в пятнашки, наполняющих душу положительными эмоциями и добрыми мыслями. Тут и уже знакомые автомобильчики, и кеды, и фрукты, в том числе диковинные рыбы-арбузы, и многое другое.

Выставка продлится до 26 мая, и любителям искусства стоит поспешить ознакомиться с Настиными работами — художница обещает часто обращаться к новым темам, чтобы всем интересующимся было не скучно следить за ее творчеством.

Галина МАРЬИНА.

На фото: Настя Кирилина и ее работы.

Пять картин Марии Примаченко

В Одесском художественном музее (Софиевская, 5а) открылась выставка произведений украинской народной художницы Марии Примаченко (1909 — 1997). Нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Марии Примаченко, что само по себе доказывает ценность наследия знаменитой украинки.

Работы Марии Примаченко из фондов Одесского художественного музея.

Вернисаж, приуроченный к столетию художницы, позволяет увидеть всего пять бесценных работ, в которых видна фольклорно-поэтическая основа творчества талантливой сельской умелицы. Это картины «Колобок», «Червонi квiти», «Ведмедi грають у футбол», «Козак на конi, дiвка у пеленi», «Птицi сумують у невiдомого солдата на могилцi». Забавный колобок пляшет на языке у зверя, возмечтавшего его проглотить; сказочные мишки гоняют мяч — чего только не бывает в мирах Примаченко, переживших ее самое! Некоторые исследователи полагают, будто она проникла в глубинные пласты памяти вплоть до каменного века, другие считают ее образы порождением полета фантазии, но и те, и другие отдают должное таланту художницы.

Мария Авксентьевна Примаченко родилась в полесском селе Болотне, переняла от матери своей, вышивальщицы, умение создавать волшебный орнамент, в котором, говоря словами Гоголя, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы — на птиц». Первые росписи начала создавать, перенося на картон и бумагу мотивы традиционных настенных росписей и вышивок. Известность пришла к народной художнице в 1935 году, когда она была замечена и оценена у себя на родине, начала работать в экспериментальных художественных мастерских при Киевском государственном музее. Росписи Примаченко показывали на выставках в Киеве, Москве, Париже, Варшаве, Софии, Монреале. Художница была награждена орденом «Знак Почета», отмечена званием лауреата Государственной премии УССР имени Тараса Шевченко. При всей неоспоримой связи с фольклором Мария Примаченко признана во всем мире самостоятельным художником яркого таланта, как и ее сочные в цветовом отношении, остроумные по содержанию произведения.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

анонс

«Достойно дар приму, великолепный и тяжелый...»

Так называется литературно-поэтический вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Владимира Набокова. Он состоится 23 мая в 15.00 в Золотом зале Литературного музея.

Прозаик и поэт, Владимир Набоков воплотил в своем творчестве принцип «потока сознания». Он один из крупнейших писателей ХХ века и, как каждый истинный художник, принадлежит всей мировой культуре. Владимир Набоков — автор 16 романов (среди них — «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг», «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Лолита»), интересный поэт, стихи которого буквально кричат о тоске по Родине.

В авторской программе Валентины Ковач прозвучат фрагменты прозы, стихи Владимира Набокова, рассказ о его судьбе.

Мария ЖУКОВА.

Наследники Остапа Вересая

14 мая в Одесском областном центре украинской культуры прошел областной этап Всеукраинского фестиваля бандурного искусства имени Остапа Вересая. В отборочном конкурсе приняли участие 15 ансамблей и 12 исполнителей соло. Из них были выбраны 12 победителей, которые будут представлять Одессу и область на дальнейших отборочных конкурсах за право участия в заключительном концерте-конкурсе в Киеве. Победители фестиваля, согласно Указу Президента Украины от 26 сентября 2008 года, получат пять президентских премий.

Ансамбль ДМШ № 6 г. Одессы.

Ансамбль «Млада» Центра украинской культуры.

Около сорока лет в середине XIX века Остап Вересай путешествовал по городам и селам Украины, пока слава о его необычной музыкальной одаренности, мастерской игре на бандуре и жанровом разнообразии кобзарского репертуара не дошла до столицы Российской империи. В 1860 году Тарас Шевченко послал ему деньги и свой «Кобзарь» с дарственной надписью «Брату Остапу от Т. Г. Шевченко». А композитор Николай Лысенко посвятил Остапу Вересаю специальное исследование «Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен, исполненных кобзарем Вересаем». Остапа Вересая стали приглашать в Киев и даже Петербург, где его слушали в Зимнем дворце великие князья Сергей и Павел, подарившие кобзарю серебряную табакерку с благодарственной надписью. Подаренная великими князьями табакерка очень помогла Остапу Вересаю в 1875 году, когда по возвращении из Петербурга он был арестован жандармами на базаре в Прилуках за исполнение песни «Про правду й неправду». Увидев надпись на табакерке, жандармы его освободили. До самой смерти в 1890 году он продолжал свое уникальное творчество.

Организаторами областного этапа Всеукраинского фестиваля стало управление культуры и туризма облгосадминистрации и областной Центр украинской культуры. В творческом соревновании бандуристов приняли участие как исполнители-профессионалы, так и любители.

По решению жюри Одесщину будут представлять 6 ансамблей и 6 исполнителей соло: камерная капелла «Одесса» филармонии, квартет Дома культуры слепых, ансамбль «Млада» Центра украинской культуры, трио «Червона калина» центра детского творчества «Моряна» Приморского района, дуэт преподвателей Одесского училища искусств и культуры им. К. Ф. Данькевича, ученица ДМШ № 1 Ярослава Мясковская, ученица школы им. проф. П.С. Столярского Дарина Захарова и студенты музыкальной академии им. А.В. Неждановой Наталья Чечель, Сюзанна Топоркова, Павел Ровенко и Георгий Матвиев.

Пожелаем же успеха одесским бандуристам!

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ.

европейская акция

Вечер накануне ночи музеев

Уже традиционно Дом Блещунова ежегодно включается в европейскую акцию «Ночь музеев». Праздник состоялся вечером 16 мая.

Два последних десятилетия отмечены в Украине тем, что от театров и музеев отхлынул народ. Честно говоря, для того, чтобы любоваться прекрасным, необходима праздность, а нам ее-то и недостает в гонке на выживание. Но если мы полагаем, что это только в нашем несчастливом отечестве так, мы ошибаемся: та же гонка — в развитых странах Запада, только стандарты установлены куда более высокие. Аборигенов не увидишь в музейных залах, разве что школяров приведут культпоходом, а основной посетитель — туристы. Невзирая на это, правительства западных стран держат музеи на своем попечении, не в пример нашим чередующимся кабминам. Чтобы завлечь местную публику, на Западе придумали Европейскую майскую ночь музеев: в этот вечер их открывают для всех бесплатно на ночь глядя, а тамошняя публика любит ночные гуляния.

Наши музейщики проявляют чудеса изобретательности: организуют дискуссионные клубы, лектории, в том числе по «смежным» искусствам, детские студии, тематические утренники для малышни.

Директор муниципального музея личных коллекций имени Александра Блещунова Светлана Остапова «поставила» на молодняк, учинив вечером 16 мая суперавангардную прикольную акцию-викторину, с активной помощью молодежи. Что затея удалась, можно было понять, проходя по улице Польской: у входа в музей была толпа. А для деток в выставочном зале были приготовлены цветная бумага, ножницы, клей, маркеры, и здесь уже кипела творческая работа!

Музейная экспозиция была завешена белыми драпировками и фотоколлажами, на подиумах же посреди залов красовались «объекты», они же «инсталляции». Например, ящик, уставленный-утыканный дамскими флаконами, хорошенько вывалянными в перьях. Либо же — ощетинившийся стаканами и рюмками. А что — в ящиках?

В этом заключалась загадка. Каждый «объект» сопровождался распечаткой «пьесы», намекающей на некий предмет из музейной экспозиции, а публика должна была этот предмет отгадать. А предметы непростые.

Вот и напомним читателю, по случаю, что содержится в витринах Дома Блещунова. Например, веер XIX века, а коллекция вееров здесь, и значительно, на столетия, старших, изумительная! Другой предмет — ледоруб самого Александра Владимировича Блещунова, подарившего Одессе этот необычайный музей; ведь Блещунов создал не только музей «имени себя», но и одесскую школу альпинизма, и пик-шеститысячник на Памире назван его именем, и один из перевалов. Еще одним предметом викторины оказался стеклянный самовар, изготовленный воспитанниками Блещунова в секретной космической лаборатории из особого огнеупорного стекла, в подарок учителю.

Одна из «инсталляций» скрывала дивный букет лотосов, выточенный из дерева в Китае в XIX веке для украшения храма, — это произведение теперь экспонат Дома Блещунова, а ранее принадлежало жене негоцианта Анастасии Наквасиной, прожившей в эмиграции в Китае 50 лет. И уж вовсе «прикольная» вещица — специальная чашка для усатых мужчин, изобретенная в середине XIX столетия англичанином Хэмфри Адамсом!

«Пьесы»-загадки написали для музейного праздника Владислав Казаков, Наталья Голуб, Евгений Марковский, Наталья Астасьева, Евгений Яненко. Фото и видео выполнил Макс Афанасьев.

Осуществить вечер открытых дверей в рамках Ночи музеев помогли директору Светлане Остаповой фонд развития современного искусства «Эйдос» (г. Киев), центр молодежных инициатив «Тотем» (г. Херсон), общественная организация «Ecce Homo» (г. Одесса) и херсонский МОНОципальный центр имени Вс. Мейерхольда. Выпущен и яркий проспект с фотографиями перечисленных здесь музейных предметов.

А уж отзывы посетителей Дома Блещунова, воспроизведенные, с сохранением орфографии, в выставочном зале, стоит привести здесь. «Зашли случайно, чтобы восхититься»; «Потяжный музей и афигительно прикольные экспонаты. Круто. Приеду еще!» — это некий шестиклассник... «Я Юсеф Шабан из Израиля, мне нравится этот музей...». «Я Кутба Халед из Израиля, мне очен понравется, я очен благодарю!»; «Я хочу сюда вернуться. О-о-о, нет, я тут буду жить!»; «Спасибо всем, кто собрал, сохранил, показал!».

Тина АРСЕНЬЕВА.

издано в Одессе

«Ты возвращаешься, это важнее...»

Буквально одна за другой, с суточным интервалом, состоялись во Всемирном клубе одесситов презентации поэтических сборников двух столь непохожих авторов. Но при всех различиях есть и общее: оба они в один и тот же год покинули Одессу, оба постоянно приезжают в свой родной город, оба душой болеют за то, что оставили здесь. И в то же время им есть уже за что болеть душой на новом месте... Оба сборника изданы крохотными, почти коллекционными тиражами (от трех до пяти сотен экземпляров) в карманном формате. Впрочем, маленькую книжку стихов в мягком переплете удобнее носить именно в кармане — к сердцу ближе.

ПЕРВОЙ БЫЛА представлена любителям поэзии книга Валерия Юхимова «Карантин» (Беловодье, 2009). Восемнадцать лет назад в Одессе вышел поэтический сборник «Вольный город», в котором были опубликованы стихи более двадцати членов студии Юрии Михайлика. Открывала книгу, в порядке алфавита, Рита Бальмина, завершал — Валерий Юхимов. Именно в той подборке поэт, словно предчувствуя, что ему придется покинуть Одессу, которой были посвящены все его стихотворения, писал: «Я вернусь к тебе, даже сумевши оставить, только если оставлю — сумею признаться в любви». Во время презентации автор читал свои произведения и отвечал на вопросы слушателей. По поводу названия своего сборника сказал: «Карантин» в данном случае означает время выдержки автора, стихов, проще говоря — отстой...».

Валерий Юхимов окончил Одесский политехнический институт. Заведовал лабораторией в Украинском НИИ станков и инструментов, защитил в Москве кандидатскую диссертацию по автоматизированным производственным системам. С 1992 года занимается журналистикой, с 1995 года живет и работает в Киеве. В 2002 — 2007 годах являлся генеральным директором издательского дома «Автопрофи», главным редактором одноименной газеты. Публиковал стихи в журналах «Октябрь», «Соты», антологии «Освобожденный Улисс» и других изданиях.

Как и всякий литератор, находившийся в юности под обаянием личности и творчества ныне живущего в Австралии замечательного одесского поэта Юрия Михайлика, Валерий Юхимов обнаруживает изысканность слога, блестящую, разностороннюю образованность. Он усматривает поэзию даже в числе «пи», лабораторной посуде и сухих определениях времен в грамматике («пёрфект континиус — ты возвращаешься, это важнее, собственно, места куда и тем паче — когда...»). Валерий любит джаз (человек наш!), умудряясь в стихах претворять музыкальные формы, например, блюз и регтайм («Бенсон-блюз», «Мэппл лиф рэг»). «В нашем эвклидовом из миров» автор не занимается, подобно многим дилетантам, метафорическими мучениями. Все похоже на все; поэт не твердит каркающее «как» через каждую строку. Стройное мировоззрение «технаря» придает особое обаяние поэтической системе Юхимова: «Элементарно, Ватсон: волна и песок — частицы».

Ну и, конечно, что за одесский поэт круга Михайлика без античных мотивов, без образов со дна морского («Моллюск, что Диоген из бочки, преодолевает складчатость отложений времени, портьер в комедии положений и сохраняет респект костюма»)?.. Валерий не скрыл, что придерживается убеждения, согласно которому автор имеет право выбирать себе читателя. Вот ради одесского читателя стоит, хотя бы и ненадолго, вернуться из столицы, чьи масштабы позволяют вести достойную жизнь, соразмерную трудам и талантам.

А СУТКИ СПУСТЯ в том же зальчике клуба одесситов состоялся авторский вечер известного актера и поэта Александра Краснопольского. Коренной одессит, он получил актерское образование в знаменитой московской «Щепке» вернулся в родной город, успешно работал. Александр стал в свое время первым артистом, которому официально было разрешено одновременно работать в двух театрах, русской драме и музкомедии. Покинув Одессу в 1995 году ради Нью-Йорка, герой вечера вместе с коллегой Львом Котляром сперва основал русский клуб «Канотье», а затем театр «Блинком». На новой родине актер оказался востребованным, а его литературный дар позволяет сочинять тексты для «капустников», комедийных постановок, выпускать поэтические сборники.

Третья книга Александра Краснопольского под названием «Новые витражи» (Одесса, 2008), оформленная цветными офортами Давида Беккера, была представлена автором собравшимся. Александр читал стихи, как вошедшие в книгу, так и еще ожидающие публикации, причем делал это по бумажке, сославшись на то, что много лет заучивал наизусть чужие тексты за деньги, а свои позволяет себе читать бесплатно вот так, «с листа».

Прозвучавшие стихи оказались посвященными родному городу, театральному бытию, философским категориям («В цирке жизни все та же программа, лишь артистов меняют пока»).

Александр Краснопольский и Лев Котляр основали театральные премии имени Лии Буговой и Ивана Твердохлиба, которые лично вручают лучшим одесским актерам каждый год 27 марта, в Международный день театра.

На этот раз приехавший в Одессу вместе с супругой и сыном Александр задержался до середины апреля — в том числе и ради презентации своей книги «Новые витражи».

Стихи Александра Краснопольского четкие, ясные, мелодичные, словно изначально рассчитанные на декламацию. Здесь трогательные воспоминания одесского детства (похоже, всех нас, одесситов, мамы растили одинаково), которое для него «В тысячах чудес из-под подушек, тайно исчезавших на заре, в появленьи елочных игрушек с пыльных антресолей в декабре». Все эти «слоники на вышитых салфетках», отражавшиеся «в мутных зеркалах», коврики с испанкой, танцующей фламенко, кажущиеся огромными сундуки, тумбочки и шифоньеры — достаточно назвать, обозначить, а одесское сердце уже само собой встрепенется. Или так: «Закармливали нас «за папу и за маму», а сердце так нырнуть под волнорез рвалось»... И все это было оазисом на фоне страны, где «веруют, не веря, хоронят, хохоча», где иной партиец мог без особых усилий отличить «ортодоксального еврея от безыдейного жида». Хлестко шутить в «капустных» постановках Александр позволял себе еще году в 1989-м, тогда ему говорили: «Мы знаем, вы скоро сваливаете, и вам уже все равно!». Но тогда еще не было такого намерения — уехать, эмигрировать. Оно появилось чуть позже, вместе с ощущением отчаяния. Девяностые годы для отечественных (тем более одесских) актеров были временем куда как нелегким. А вот сейчас в Штатах модно быть русским — издаются поэтические альманахи, изучается в школах русский язык как иностранный, любая выставка или гастрольный спектакль с постсоветского пространства вызывают большой интерес. Эмигранты больше не стараются забыть родную речь: освоившись в новом мире, став американцами, они сохраняют себя...

Думаю, под строками Александра Краснопольского «...я хочу, чтоб в далеком две тысячи сотом мой праправнук прочел пару строчек моих» подписался бы и Валерий Юхимов. Да и любой поэт надеется на интерес потомков к написанному им. Как и любой одессит понимает: можно уехать ближе или дальше, не в расстоянии дело, но не возвращаться в Одессу невозможно.

Мария ГУДЫМА.

В среду, 20 мая, в одной из московских клиник в возрасте 65 лет скончался российский актер Олег ЯНКОВСКИЙ.

Буквально накануне трагического известия в кинотеатре «Художественный» открылась ретроспектива фильмов с участием Олега Янковского. На гигантской афише на здании кинотеатра написано: «Тот самый Янковский». Одним из первых в перечне фильмов стоит картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», где любимый россиянами актер сыграл главную роль — мечтателя и «Дон Кихота».

Одним из последних фильмов с его участием стал фильм «Стиляги» Тодоровского-младшего, получивший российскую кинопремию «Ника».

В 2009 году Олег Янковский успел сняться в сериале «Анна Каренина» и в фильме «Царь», где сыграл митрополита.

Олег Иванович Янковский (родился 23 февраля 1944 г., Джезказган, КазССР, ныне — Республика Казахстан) — выдающийся советский, российский актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР (1991).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1977), лауреат Государственной премии СССР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1989).



Комментарии
Добавить

Добавить комментарий к статье

Ваше имя: * Электронный адрес: *
Сообщение: *

21.05.2009 | Владимир Рывкин
*** Владимир Рывкин(Одесса-Эрланген)
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ПРОШЛО С ОЛИМПИЙСКОГО ЛЕТА,
СКОЛЬКО ЛУЧШИХ УШЛО УЖЕ С БЕЛОГО СВЕТА,
ХОРОШО,ЧТО СТИХИ О НИХ ТУТ ОСТАЮТСЯ,
ХОРОШО,ЧТО О НИХ ЕЩЁ ПЕСНИ ПОЮТСЯ,
Я ЕГО НЕ ЗАБЫЛ,НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ,-
ПОКА ТУТ ЗАДЕРЖУСЬ,ПОКА ЗДЕСЬ ЕЩЁ БУДУ,
А ЧТО БУДЕТ ПОТОМ,НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНО,
КТО ТАК ХОЧЕТ УЙТИ...И РАСТАЯТЬ БЕЗВЕСТНО?
20.05.2009 Эрланген.

ВЕЧНАЯ И ДОБРАЯ ПАМЯТЬ ОЛЕГУ ЯНКОВСКОМУ,
Поиск:
Новости
08/11/2023
Запрошуємо всіх передплатити наші видання на наступний рік, щоб отримувати цікаву та корисну інформацію...
01/05/2024
Це гасло, під яким пройде цього року Всесвітній день вишиванки...
01/05/2024
В мае части пенсионеров произведут перерасчет пенсий. Пенсии возрастут для людей старше 70 лет, если размер их выплат ниже 10 340,35 грн.
01/05/2024
Прогноз погоды в Одессе 3—8 мая
01/05/2024
В Киеве провели детский фестиваль дзюдо. Большинство наград досталось хозяевам татами, но и одесситы вернулись домой не с пустыми руками...
Все новости



Архив номеров
май 2024:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31


© 2004—2024 «Вечерняя Одесса»   |   Письмо в редакцию
Общественно-политическая региональная газета
Создана Борисом Федоровичем Деревянко 1 июля 1973 года
Использование материалов «Вечерней Одессы» разрешается при условии ссылки на «Вечернюю Одессу». Для Интернет-изданий обязательной является прямая, открытая для поисковых систем, гиперссылка на цитируемую статью. | 0.027