|
Национальный одесский филармонический оркестр 28 и 29 января дал новую программу в Большом зале филармонии. Концерты предваряла пресс-конференция художественного руководителя и главного дирижера оркестра, заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла, который в декабре прошлого года отметил свой юбилей.
Разговор был своего рода творческим отчетом Хобарта, и в ходе беседы журналисты, естественно, интересовались перспективами на будущее.
«Сегодня на музыкальных площадках страны наблюдается наступательное засилье развлекательной продукции, — отметил Хобарт, — а у серьезной музыки недостает средств на рекламу и мониторинг. Для меня, к примеру, загадка, почему у здешней публики большей популярностью пользуются новогодние программы нашего оркестра, чем наши же текущие репертуарные концерты. Необходим маркетинг, но на него нет денег. Удачно прошли наши концерты 13 и 17 января... хотя мое восприятие дирижера может и не совпадать с реакцией публики. И мне, и оркестру всегда приятно, когда зал полон. Ребята, говорю я оркестру, мы должны всякий раз выкладываться на 300%, потому что никогда не знаем, как нас воспримут».
«Мы готовы к поездке в Германию, — рассказал маэстро, — и наш оркестр пока что единственный в Украине, выступающий в Кельне в рамках абонемента. Уже 18 лет мы выступаем на мировых площадках такого уровня, как в Кельне, и этим Одессе надо гордиться. Наш абонементный концерт запланирован на День Святого Валентина, 14 февраля. Но что такое «запланированная поездка», если по недостатку средств на переезд она находится под угрозой?».
Если наш Национальный филармонический оркестр вынужден будет отменить свой концерт в Кельне, то дурная слава о необязательности украинского коллектива в течение двух дней разнесется по музыкальным агентствам всего мира, подчеркнул дирижер. Это ударит по престижу Одессы и всей Украины, а также поставит под сомнение дальнейшую возможность гастролей одесского музыкального коллектива в странах Евросоюза и даже Азии. Ведь они там, в своем Евросоюзе, не в состоянии представить себе, что 5000 евро, необходимые оркестру на поездку, в условиях Украины — астрономическая цифра для музыкантов. Деньги за выступление оркестра в Кельне полагаются, по нашим меркам, большие, сказал Хобарт, но сначала нужно еще в Кельн попасть!
«Как хотелось бы, чтобы наши власти поняли: одесский оркестр — единственный украинский коллектив в немецком абонементе! Пока что нас поддержал Одесский припортовый завод, но его помощи недостаточно. Да и едем мы, процентов на 85, за немецкие деньги, это мировая практика, и дело идет об «остатке». Гастрольные поездки по Европе и США — это, для тамошних коллективов, шестизначные цифры, причем, разумеется, не в гривнях. Спонсорство в США — это миллионнодолларовые суммы. В Украине же меценатская поддержка еще не закрепилась как институт, а сводится к разовым акциям», — подытожил Хобарт Эрл.
С декабря прошлого года по 5 января нынешнего Хобарт Эрл дирижировал оркестром Национальной оперы Греции в Афинах. Давали балет «Снежная Королева» по двенадцати произведениям А. Глазунова, постановку Берлинской оперы, впервые воспроизведенную за рубежом. Девять спектаклей в течение месяца прошли с аншлагом.
Новый концерт Национального филармонического оркестра представил не вновь разученные произведения, а уже исполняемые, но в новом сочетании стилей разных эпох. Были исполнены опусы Ф. Шуберта, С. Барбера и Д. Шостаковича. «Я вижу эти произведения ни в коем случае не камерными, а требующими звучания полносоставного оркестра с десятью контрабасами и восемнадцатью скрипками, — сказал Хобарт Эрл. — К Шостаковичу я обратился всерьез в 1994 году, когда дирижировал его Пятой симфонией, хотя концерты его играл и ранее. Не могу сказать, что в 80-х часто слышал исполнение вещей Шостаковича на Западе. Но это гениальный композитор, чья музыка будет жить долго. И я не слушаю его как «советского», хотя в своем творчестве он, безусловно, отражал и эти обстоятельства».
Когда Хобарт дирижировал Восьмой симфонией Шостаковича, в 2002 году, ушли из жизни, с промежутком в полгода, родители дирижера...
Еще маэстро сказал, что обожает Моцарта, который — целый мир и для музыканта — «наше все», как Пушкин для России. И что «Адажио», написанное в 1936 году 26-летним Сэмюэлом Барбером и включенное в программу нынешнего концерта использовано, по меньшей мере, в восьми голливудских прокатных кинофильмах и в десятке сериалов.
«Трудно итожить жизнь, сводя всю ее к некоему моменту, — так ответил Хобарт на вопрос о юбилейном самоощущении. — Я всегда больше думаю о том, чего я еще не сделал. И, подводя итоги, всегда вспоминаю такие ситуации, когда мне приходилось выкручиваться. Это полезно на будущее».
Пожелаем Хобарту, чтобы кто-то помог ему «выкрутиться» и на сей раз — с поездкой нашего оркестра в Кельн.
Тина Арсеньева