|
— Олег Леонидович, как я понимаю, наши оценки на выступление клуба в чемпионате Суперлиги не совпадают. На мой взгляд, сезон команде не удался. В прошлом году «Одесса» при десяти участниках заняла 4-е место, в этом при пятнадцати — 8-е. О каком прогрессе может идти речь?
— Не согласен! Учитывая наши реальные возможности, мы заняли в Суперлиге достаточно высокое место — 5-е. Свое место. Когда же нас в противостоянии с «Киевом» не пропустили в финал, я решил отказаться от услуг центрового Йовановича. Не вижу смысла бороться за 5—8-е места, тем более силами легионеров, тратя приличные суммы денег. Скажу больше: я бы и американцев отпустил, но так получилось, что из-за травм вышли из строя Фрасенюк, Подолян, Локтионов, Кривич, и на площадку просто некому было выходить. Ну, а когда у игроков, особенно иностранцев, нет мотивации, надеяться на положительный результат сложно.
Сегодня наш клуб несет знамя одесского профессионального баскетбола и несет, считаю, достаточно высоко. Другое дело, что БК «Одесса», будучи правопреемником «БИПА-Моды» и муниципального клуба, четырежды становившихся чемпионами Украины, ныне, действительно, находится не на том месте, которого заслуживает. Ввиду целого ряда причин.
— Что же это за причины, Олег Леонидович?
— Четыре года назад нам повезло с людьми, поверившими в украинский баскетбол и взявшимися его финансировать. Средства, получаемые нами от группы компаний (не одесских, замечу), не дают клубу погибнуть. Они позволяют нам существовать: жить и бороться. Но не более. В этих условиях выше 4-го — 5-го места не прыгнешь, это объективная оценка. Здоровые амбиции клуба должны подкрепляться материальной составляющей. Причем финансовая часть отнюдь не является главенствующей.
— МБК в пору чемпионства, насколько мне известно, тоже в роскоши не купался.
— Согласен. Однако у МБК, не говоря о «БИПА-Моде», был бюджет, сопоставимый с бюджетами соперников. Но, скажите, платил когда-то муниципальный клуб за воду, электричество, транспорт, рекламу? Играли себе в холодном зале в долг, который потом списывался, и собирали по 2-3 тысячи зрителей. Ни копейки не вкладывалось в развитие инфраструктуры. Вот и получалось, что практически все деньги тратились на зарплату игрокам и тренерам. Сегодня же в бюджете БК «Одесса» фонд заработной платы ориентировочно составляет порядка сорока процентов. Все остальное — расходная часть, начиная от налогов, которые мы должны платить (и платим!), заканчивая тратами на транспорт, организацию игр, аренду квартир игроков, оплату счетов.
Вот вам самый свежий пример. Коммунальное предприятие «Теплоснабжение города Одессы» выставило претензию на 177 тысяч гривен за подачу теплоносителя в 45-48 градусов. В результате в зале вышла из строя система обогрева. Так за что мы должны платить 177 тысяч?!
Понимаю, что властям сегодня очень тяжело расставаться с деньгами, чтобы оказать поддержку клубу. Сейчас приходится срочно решать массу других вопросов — политических, экономических, коммунальных. Однако есть, наверное, возможность избавить нас от необходимости в полном объеме платить по счетам, особенно необоснованным. Или предоставить какие-то льготы, направленные на развитие клуба, который носит имя города.
— К сожалению, в последние годы одесское руководство профессиональному спорту внимания не уделяет.
— В результате чего «Черноморец» оказался в первой лиге. Это ли не свидетельство безразличия к судьбе команды, по праву считающейся визитной карточкой Южной Пальмиры?! Это ведь не только Климова клуб. То же касается и баскетбола. Но Одесса, как и любой другой населенный пункт, — не царство мэра или губернатора. Любой руководитель, независимо от того, любит он спорт или нет, обязан нести ответственность. Коль поставлен или выбран на такую должность, в равной степени должен уделять внимание всем аспектам вверенного ему хозяйства. Повторяю, ни в коем случае нельзя отбирать деньги у врачей или педагогов, но как расходуются средства, направленные на развитие спорта? Может быть, их недостаточно, может быть, их вообще нет, а быть может, они тратятся бестолково?
— С этим ясно, Олег Леонидович. Ответьте мне вот на какой вопрос. Во время матчей с участием БК «Одесса» на трибунах, в том числе и рядом с вами, я вижу достаточно много солидных по одесским мерках бизнесменов. У них желание помочь клубу есть?
— К сожалению, у людей сегодня возникло какое-то безразличное отношение к любимым командам. Может быть, даже апатия. Не могу пробить в сознании стену, которая отделяет нас от наших поклонников. Многие с удовольствием посещают матчи, болеют, хвалят, критикуют. Мы им за это благодарны. Но такое отношение поддержкой я назвать не могу. Знаете, как-то я имел честь познакомиться с боксером по фамилии Тайсон. Когда мы ехали вместе в машине, он, вспоминая о том, как начинал постигать азы бокса в полуподвальном помещении, но бесплатно, произнес одну интересную фразу: «Что-то я ни разу не видел на похоронах, чтобы за катафалком ехала инкассаторская машина». В самом деле, сколько надо денег, чтобы прожить эту жизнь?
— Основатель «БИПА-Моды» Аркадий Борисович Табачник по этому поводу говорил: «Два борща никто не кушает».
— Вот именно. Пока реально нам помогает лишь одна категория людей — те самые пятьсот верных болельщиков, которые платят свои 20 гривен за билет. Так что главная наша задача — стать действительно одесским клубом.
— Где же выход?
— Мы наметили три направления работы.
Во-первых, хотим вдохнуть жизнь в городскую федерацию баскетбола. Областная под руководством уважаемого Валерия Степановича Горбатко свою миссию выполняет. А городская федерация должна сконцентрировать свои усилия на работе в Одессе. Мы ее зарегистрировали полтора года назад. Предлагали Вадиму Пудзырею стать во главе, но у него, видимо, другие планы. Шли переговоры с Александром Белостенным, светлая ему память. Не страшно, кандидатуру мы подберем. Главное, уже есть конкретные наработки по детям, по клубам из любительской лиги. Но и здесь нам необходима поддержка. Как говорил Аркадий Райкин, «надо просто разрешить». Не закрывать, не мешать, избавить от формальностей, с которыми сейчас сталкивается профессиональный клуб.
Во-вторых, постараемся привлечь в свои ряды максимальное количество одесситов. С полной ответственностью говорю, что в наступающем сезоне основу дубля будут составлять доморощенные спортсмены. Недавно устроили просмотр для всех желающих. Кто-то хихикал по этому поводу, мол, детский сад. Ничего, мы переживем, отдачу мы уже почувствовали. Постараемся и в главную команду вернуть земляков. Да, Кривцова в свое время проморгали, он уехал в Киев, теперь мечтает о загранице. Агафонову тоже предложили выгодные условия в «Будивельнике». Возможно, сумеем вернуть его обратно. То же касается Вадика Матюкевича. Будем работать, чтобы сколотить одесское ядро. И потом, не вижу препятствий, чтобы сделать из Фрасенюка, Швеца, Подоляна истинных одесситов, как это случилось в свое время с Юшкиным и Кузнецовым.
Третье направление — коммерческое. Кроме спортивной инфраструктуры будем развивать развлекательную. Имеется в виду создание ряда небольших кафе с баскетбольной направленностью. Более тесно намерены сотрудничать со средствами массовой информации.
Таковы наши планы. Если есть другие предложения — подскажите.
— Будем надеяться, что читатели не оставят без внимания ваши слова и откликнутся. Но они же не простят мне, если в интервью не будет сказано о сегодняшнем положении в команде.
— Основной состав, как я уже говорил, будет комплектоваться украинцами. Сегодня в нашем распоряжении имеются Юшкин, Подолян, Фрасенюк, Швец, Балашов. Плюс дублеры Аникиенко, Браславский, Шутов, Политов, Пастушенко, Найко. Собираемся «подписать» еще двух украинцев. Ведем планомерную работу по поиску иностранных исполнителей, которых в составе будет не более трех. Ищем центрового (в прошлом году после потери Уолласа и Гуртового мы эту проблему решить так и не смогли), ищем также квалифицированного первого номера.
— Какова судьба проанонсированных Ходжа и Дэниелса?
— Более-менее под нашу формулу подходит Дэниелс. Это достаточно серьезный игрок. Ходж — неплохой среднестатистический защитник уровня Кристофера Хилла. Думаю, он смог бы помочь хорошему разыгрывающему. Его мы вроде нашли, но переговоры пока не завершены. Что касается центрового, то есть один парень, игравший в Болгарии. Мощный: рост — 213 сантиметров, вес — 125 килограммов. Но недостаточно опытен. Это, как лотерейный билет: угадаем — не угадаем? Думаем. На позицию четвертого номера приглашали Хантера, который прошлый сезон провел в Запорожье, но в силу разных причин взаимопонимания не нашли. Так что с Ходжем и Дэниелсом контракты подписаны, но с утверждением их не торопимся.
— Кто возглавит команду?
— С 1 июля объявили конкурс на замещение должности главного тренера.
— Искать будете в Украине?
— По всему миру.
— Виталий Александрович Лебединцев входит в число претендентов?
— Да.
— Тогда объясните его неожиданный уход после поражения от «Киева».
— Это мое решение. Была поставлена задача, которую команда не выполнила. Поэтому Лебединцев и был отстранен от должности. Обычная для спорта ситуация. При этом Виталий Александрович остается работником клуба. К чести его, он не опустил рук, не хлопнул дверьми, а нашел в себе мужество переосмыслить собственные просчеты. Не вижу смысла отказываться от кандидатуры специалиста, два с половиной года честно служащего клубу.
— И, напоследок, Олег Леонидович, несколько слов о ситуации с Аникиенко.
— По этому поводу мне уже не раз приходилось высказываться, поэтому буду краток. У Константина контракт с БК «Одесса» до конца сезона 2011 года. По этому контракту он должен получать зарплату в эквиваленте 300 долларов. В течение сезона клуб увеличил ее до 500. Так что, если идет речь о каких-то задолженностях, то, видимо, имеются в виду июнь и июль прошлого года. В тяжелое положение мы попали, благодаря «чуткому» руководству УБЛ и ее президента Михаила Бродского. «Одесса» тогда, как и несколько других клубов, оставалась без финансирования 2-3 месяца. Сегодня мы ведем переговоры с нашим генеральным спонсором о том, чтобы хотя бы частично компенсировать задолженность прошлого года. Аникиенко находится в точно таком же положении, что его более опытные коллеги, работники клуба, водители. В его распоряжении был спортивный зал, ему оплачивали тренажерный зал (1000 гривен ежемесячно). Зачем распускаются слухи о несоблюдении контрактных обязательств — мне непонятно. После того, как Константин подписал соглашение с украинским агентом Чемякиным, пошли разговоры о его переходе то ли в санкт-петербургский «Спартак», то ли в испанский «Ховентуд». Игрок как будто не желает выступать за сборную Украины. Но об изменении спортивного гражданства не может быть и речи. После того, как в прошлом году к нам приехал представитель московского ЦСКА, предложив весьма немаленькую сумму за переход, я, ответив отказом, целенаправленно заиграл Костю за украинскую команду. Будет играть Аникиенко в сборной или нет, я не знаю, но членом БК «Одесса» он остается. Поэтому, если в середине августа он не появится на тренировках клуба, ему придется найти применение своим способностям где-нибудь в народном хозяйстве, как, например, Роману Гуменюку. И все же я верю в здравый смысл Константина и его родителей. Мы от нашего воспитанника не отказываемся, мы на него надеемся. И всегда готовы способствовать его профессиональному росту. Только все надо решать цивилизованным путем.
Анатолий Мазуренко