|
Последний месяц заражение ковидом в Украине бьет все рекорды. Одесса и Одесская область — в числе «передовиков». Как по числу вновь инфицированных, так и летальных исходов. Что происходит? Какова степень ответственности власти за очередную волну пандемии? Есть ли выход из эпидемического тупика?
На эти и другие вопросы отвечает лидер одесской городской партийной организации «Оппозиционная платформа — За жизнь», депутат Верховной Рады Николай Скорик. Приглашаем к дискуссии представителей других политических сил, профессиональных медиков, профильные общественные организации.
— Николай Леонидович, страну и наш город захлестывает очередная волна пандемии ковида. Болеют и гибнут наши сограждане. Власть демонстрирует невозможность справиться с ситуацией. Что дальше? Какую цену заплатим?
— Естественно, что в любой стране за борьбу с пандемиями отвечает национальная санитарная и медицинская службы. Первая усилиями «реформаторов» разрушена полностью. Ее нет. Упразднена. И это — первый рубеж борьбы с любыми эпидемиями. Теперь о втором. Главном. Медицине. Наша фракция в Раде уже не один год пытается остановить разрушительные последствия «реформы» Супрун в Украине. Однако что в прошлом созыве парламента, что в нынешнем у нас сторонников нет. А силами своих голосов остановить процесс на законодательном уровне, не говоря уже о том, чтобы развернуть его вспять, мы не можем. Остаемся все эти годы в роли гласа вопиющего в пустыне. Что имеем в результате?
Только за прошедший год: закрыта каждая пятая больница в стране. Уволено 72 тысячи медиков. В планах еще столько же. И это в условиях, когда весь 2020 год по стране гулял ковид. Когда оставшиеся больницы, лишая возможности обращаться за помощью людей с другими заболеваниями, перепрофилировались исключительно под ковид-больных. За год 332 закрытые больницы из 1754, что были на начало 2020 года. В целом же за время действия «реформы» Супрун страна потеряла более 800 больниц и около 100 тысяч больничных коек.
Приведу другие цифры для сравнения. Только в прошлом году в Польшу переехало 60 тысяч наших медиков. В этом году наши соседи за счет украинских врачей готовы пополнить свой кадровый медицинский корпус еще на 68 тысяч. В Брюсселе также готовятся нормативные документы под облегчение визовых процедур и получение вида на жительство в странах ЕС для медиков. Из-за пандемии там дефицит кадров, и они готовы принимать врачей и медсестер со всего мира. Включая Украину. Таким образом, наша власть, продолжая исполнять губительную реформу Ульяны Супрун, работает на удовлетворение потребностей наших европейских соседей. Еще год-два таких усилий — и с кем останемся мы?
У меня вот, честно, иногда создается впечатление, что отечественный Минздрав в последние годы буквально согласовывает с правительством Польши свои планы по сокращению медицинских кадров, с тем, чтоб удовлетворить растущие потребности наших соседей. Уж больно синхронно всё происходит. Хотя, естественно, я не сторонник конспирологических теорий. И предпочитаю факты домыслам и версиям. Но информационно-документальная закрытость нашего Минздрава, в том числе для депутатов ВР и их запросов, увы, не оставляет иной возможности, как строить версии.
— Но, может, для содержания медиков в бюджете нет денег?
— В прошлом году создали специальный ковидный фонд. По данным Минфина его объем составил 72 миллиарда гривен. Потратили 63,7 миллиарда, 89% от запланированного. Причем на медицину — всего 22 миллиарда. Треть от потраченного. Остальное куда угодно, но только не на восстановление медицинской инфраструктуры. Включая почти 26 миллиардов гривен — на дороги, которых как не было, так и нет. Но вдумайтесь в ситуацию: закрывают 332 больницы, увольняют 72 тысячи медиков. И все это в период пандемии. По причине отсутствия денег. Но при этом 26 миллиардов бросают на дороги. И еще почти 10 миллиардов банально не используют. Проще говоря, 36 миллиардов, которые могли бы быть отданы на больницы и медиков, в тяжелейший для страны момент не тратятся по назначению.
Но ведь это более, чем по 100 миллионов гривен годового бюджета на каждую закрытую в прошлом году больницу. Если бы им эти деньги зашли, то и закрывать бы не пришлось. Разве это не очевидно? Тогда можно было бы не жертвовать профильными больницами для сердечников, почечников, язвенников и иных категорий хронических больных ради увеличения числа коек для ковидных. Но планы «реформы» Супрун и их неукоснительное исполнение у нашей власти, что во времена Порошенко, что во времена Зеленского, — в приоритете. Нас же лишили даже возможности публично об этом рассказывать на лояльных к ОП–ЗЖ трёх телеканалах, закрыв их без суда и следствия.
— Николай Леонидович, вы неоднократно обращались в Минздрав и к мэру Одессы с депутатскими запросами, которые касались ковидной темы. Вы могли бы познакомить с тематикой обращений и реакцией власти?
— При скудости бюджетных средств, на которые так любят у нас жаловаться политики и чиновники, приоритетом является их эффективное использование. В свое время НАБУ начало расследование закупки Минздравом индийской вакцины. Общеизвестна ее низкая цена. Ведь выпуск замышлялся с целью удовлетворения потребностей бедных стран, и потому ее вообще планировали раздавать бесплатно, за счет специальных фондов. Деньги в эти фонды переводили более богатые страны. Так вот, ее цена, по данным СМИ, менее трёх долларов за дозу. Наш же МОЗ закупал ее через ряд прокладок по цене в шесть раз выше. Что и стало причиной расследования НАБУ. Я решил внести ясность в ситуацию и направил министру Степанову официальный запрос о реальной цене, по которой шла закупка. Из министерства пришел ответ: данные по цене засекречены! И это при том, что речь идет о публичных государственных закупках, а не о коммерческой «лавочке». Исходя из этой секретности могу предположить, что закупки шли по завышенной цене, и у НАБУ были основания подозревать чиновников МОЗ в «долевом» участии от прибыли за счет госсредств и их неэффективном использовании. Надеюсь, их расследование не будет засекреченным, и мы со временем узнаем, сколько бюджет переплатил за вакцину, которая имеет еще и неочевидный баланс вреда и пользы для прививаемых.
Вероятно, тот же режим секретности соблюдает и наша мэрия. Еще накануне начала прививочной кампании я обратился к Геннадию Труханову с запросом о наличии в Одессе специальных холодильников для хранения вакцины. В ответ — отписка. В которой перечислены десятки циркуляров от МОЗ, но ответа на мой вопрос нет. Теперь поясню причину моего беспокойства и обращения к мэру. Практика применения вакцины показала тотальное несоблюдение правил ее хранения. Что, возможно, является одной из основных причин побочных проявлений и даже летальных исходов. Парадокс ситуации заключается в том, что благое дело при подходе спустя рукава превращается в свою противоположность. Вакцина, вместо того, чтобы уберечь от болезни, становится причиной новых. Могу предположить, что если бы мэр ответил, что в Одессе не созданы условия для приема и хранения вакцин, то сегодня против мэрии пошли бы иски от пострадавших. Видимо, было решено понадеяться на «авось пронесет». За счет здоровья горожан. Надеюсь, со временем мы все равно установим истину. И если мэрия окажется виновной в халатном отношении к условиям хранения вакцин и последующих «побочках» у привитых одесситов, будем помогать горожанам готовить и подавать иски для компенсации ущерба здоровью.
Правда, лично для меня наплевательский подход к здоровью одесситов во время пандемии ковида и развал госмедицины из-за «реформы» Супрун проявились в факте планируемых бюджетных трат города. Так, если год назад горсовет выделил миллиард гривен на медицину, то в текущем — всего 490 млн. В два раза меньше! Хотя, с моей точки зрения, и я ее не раз озвучивал, в условиях тотального разрушения инфраструктуры и системы оказания медицинской помощи «реформой» Супрун муниципалитеты за счет бюджетных средств должны подставить плечо городской медицине и не дать ей умереть окончательно. Но, увы, у мэрии, видимо, иная точка зрения. А потому бюджетные траты в этом году были урезаны вдвое против прошлогодних. Проблема же хранения вакцин в целом по стране и в Одессе, в частности, очень серьезно обострится, если начнутся поставки 10 млн. доз вакцины Pfizer. Ее транспортировать и хранить нужно при минус 60—80 градусах.
— А как вы прокомментируете принятие вашими коллегами закона, по которому с производителей вакцин снимается всяческая ответственность за любые последствия от вакцинации? Не хлынет ли в Украину поток некачественных препаратов? Тем более, что министр МОЗ недавно публично заявил, что его чиновники готовы регистрировать любые вакцины и давать зеленый свет на их выход на отечественном рынке. Не станет ли это дополнительной угрозой для здоровья украинцев?
— К сожалению, последние семь лет, со времен прихода к власти Порошенко, а затем и Зеленского, делается всё, чтобы множить в Украине число проблем и угроз для обычных людей. От заоблачных тарифов на коммуналку, разрушения системы государственного управления, образования, медицины, пенсионного обеспечения до борьбы с пандемией. Такое впечатление, что власть сознательно делает из нашей страны территорию, не пригодную и опасную для проживания. Так что снятие с производителей вакцин ответственности за последствия прививок — вполне «логичный» шаг. В этой самоубийственной логике власти. И ваш прогноз совершенно верен: в страну хлынет поток некачественных и опасных для здоровья препаратов. Под видом борьбы с ковидом.
Остановить весь этот беспредел можно одним способом: полной перезагрузкой власти. От Рады до президента. К слову, этот закон, возможно, также служит прикрытием для тотальной неготовности медучреждений к хранению вакцин в нужных условиях. Очень легко все проблемы, которые возникают у пациентов после прививки, списывать на производителя, который не несет никакой ответственности. Не нужны никакие разбирательства и определение персональной вины. Так что я опасаюсь, что этот закон одновременно сработает и на пренебрежительное отношение к условиям хранения. Включая частные клиники и аптеки, которые могут получить право продавать вакцины. Или невесть что под видом вакцин. Платить же за это будем мы. Самым дорогим — здоровьем.
— Николай Леонидович, какой выход из ситуации с ковидом видите вы? Есть ли он?
— В октябре прошлого года один из лидеров «Оппозиционной платформы» Виктор Медведчук получил в России принципиальное согласие на поставку в Украину как вакцин «Спутник V», произведенных там, так и технологии, чтобы производить самим. Вы помните, что на одном из телеэфиров в Одессе Виктор Владимирович вместе со мной обсуждал тему поставок в наш город российской вакцины уже до конца прошлого года. За счет бюджетных средств города. В случае моей победы на мэрских выборах Одесса получила бы вакцину. И мы провели бы бесплатную прививочную кампанию для всех желающих. Победил другой кандидат, и предложение Медведчука интереса у него не вызвало.
Надеюсь, что после того, как многие страны ЕС объявили о намерении массово закупать «Спутник V», а правительство Германии публично и официально обратилось в Брюссель с требованием провести централизованные закупки российской вакцины для всех членов Евросоюза, позиция Киева может перемениться. Иного выхода, как воспользоваться договоренностью Медведчука, я не вижу. Вакцина неприхотлива в хранении. Достаточно обычного бытового холодильника. «Побочек» нет. Если же поставим технологию, то через 5–6 месяцев выйдем на производство 600–700 тысяч доз ежемесячно. Более простого и эффективного пути остановить пандемию, провести массовую прививочную кампанию, избежать осложнений со здоровьем я не вижу. Правда, у чиновников МОЗ исчезнет возможность получать откаты за закупки вакцин в других странах. Но это точно не угроза национальной безопасности.
Добавлю еще один штрих к печальной картине. В октябре прошлого года, когда Виктор Медведчук договорился с Москвой о поставках вакцин и технологии ее изготовления, ежедневно от ковида в стране умирало около ста человек. Сегодня — в четыре раза больше! Времени на раздумья нет. Если, конечно, не планировать «свалить» из страны, как некоторые депутаты от «Слуги народа» в Раде.
Если бы наша власть в ноябре прошлого года запустила производство «Спутник V», то в мае уже сотни тысяч украинцев были бы привиты. Вот помножьте число умерших на количество дней за этот период и получите цену, которую платит страна и за «реформу» Супрун, и за политизацию темы закупки вакцин.
Беседовал Валерий ВИКТОРОВ