|
В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Васыля Васылько — снова премьера. Спектакль по классическому тексту Ольги Кобылянской «В неділю рано зілля копала», с одной стороны, не спорит с первоосновой, с автором, а с другой — допускает некоторые оговорки в сценографии Юрия Ларионова и костюмах Кристины Корабельниковой, которые свидетельствуют: такая история могла бы разыграться и в наши дни. Мы можем пользоваться светодиодными лампами, но в то же время прибегать к услугам «специалистов» по приготовлению приворотного или иного зелья. Люди не меняются, меняются фасоны одежды, и то не кардинально…
Постановка Александра Самусенко изобилует актерскими находками, очень эффектно решены массовые сцены. Цыгане разгоняют влюбленных, нахлестывая их пиджаками, а сцена наказания молодой Мавры решена без натурализма: мужчины один за другим прыгают на настил между двумя бочками, выкрикивают злые слова, женщина же корчится от боли на планшете сцены.
История Гриця, наполовину цыгана, наполовину венгра (Егор Карельский совсем недавно блеснул в «Карпатском вестерне» в роли Лайоша, и снова «венгерский след», и снова удача), довольно типична. Зачем выбирать между двумя невестами, когда можно встречаться с обеими, ожидая, что к моменту сватовства как-то все само собой рассосется? В крайнем случае, одна из соперниц разберется с другой… Порывы романтических чувств не особенно меняют парня, даже самые сокровенные слова любви он произносит, следя за девушками с холодным любопытством энтомолога. Вольно же им самим любить его, такого статного, во всех смыслах завидного жениха! Горе от такой любви, а ведь хотелось счастья…
В отличие от Кобылянской, авторы спектакля избирают нелинейность повествования, и мы постепенно узнаем все подробности предыдущей жизни героев. Так, Гриць был рожден цыганкой Маврой (новая «возрастная» роль заслуженной артистки Украины Нинель Наточей оказалась весьма глубокой и трагичной), изгнанной из табора, и подброшен родным дедом, музыкантом Андронати (заслуженный артист Украины Игорь Геращенко) в усадьбу зажиточного бездетного Михайла Дончука (заслуженный артист Украины Павел Шмарев). Зелье Мавры в конечном счете погубит ее сына, и уже неважно, кто его дал, Тетянка или Настка (Богданна Шуманская и Тамара Лукаш так хороши и трогательны в образах молодых русинок, что трудности выбора неизбежны).
Яркий, музыкальный и полный драматизма спектакль весьма отличается от классических версий, но оттого и ближе современному зрителю. Задержится ли он надолго в репертуаре? Наверняка, ведь каждая роль получила идеального исполнителя.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского