|
Завершающие концерты фестиваля Odessa Classics оказались не менее впечатляющими, чем те, которыми начиналась программа.
Пианист из Гамбурга Себастиан Кнауэр дал два сольных концерта в филармонии. Своей радости он не скрывал: это было его первое выступление в зале за пять месяцев. Ведь во время карантина было отменено более семидесяти (!) концертов Кнауэра. Пианист фотографировался на фоне рукоплещущей фестивальной аудитории, не уставая благодарить слушателей и организаторов за счастье выйти к публике...
В Германии залы начнут открываться только с сентября, и так получилось, что во всей Европе 250-летний юбилей великого Бетховена пока не отмечают. Исключение — наш Odessa Classics! Весь второй вечер Кнауэр посвятил бетховенской программе, а первый — Баху и его знаменитым почитателям, Мендельсону и Шуберту. Пианист предпочитал не прерываться на аплодисменты и поклоны, а исполнял программы целыми блоками, что помогало полному погружению в стихию музыки.
Несмотря на происки кого-то скудоумного, сообщившего о якобы заложенной взрывчатке на Потемкинской лестнице, после необходимых проверок состоялся традиционный опен-эйр фестиваля Odessa Classics. Кому-то хочется уронить престиж культурной столицы юга Украины? Лишний раз потрепать нервы организаторам? А не вышло. Вдохновенно прозвучал Второй фортепианный концерт Рахманинова в исполнении президента фестиваля, народного артиста Украины Алексея Ботвинова и Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко. Программу также украсила популярная классика — Моцарт, Березовский, Бортнянский, Лысенко и Скорик. Победитель конкурса юных пианистов имени Серафимы Могилевской, одессит Юрий Картузов исполнил Чайковского и был встречен овациями. Опен-эйр, несмотря на карантинные ограничения в виде шахматной рассадки, собрал множество слушателей, изголодавшихся по «живым» концертам.
— Я не был знаком с украинской традицией времен Моцарта, музыку Березовского и Бортнянского воспринял на концерте как невероятный микст Моцарта и Гайдна. Для меня это большое открытие и большая радость — познакомиться с украинской классической музыкой, — поделился впечатлениями немецкий скрипач Линус Рот перед тем, как дать заключительный фестивальный концерт в филармонии. Одесская публика восхищалась им на открытии фестиваля Odessa Classics в 2016 году, когда он исполнял «Времена года» Вивальди вместе с бельгийским Камерным оркестром. На сей раз планировалось исполнение знакового для Линуса Рота произведения, концерта Мендельсона для скрипки и оркестра. Но Камерный оркестр ушел на карантин, и, как обычно бывает в таких ситуациях, плечо подставил Алексей Ботвинов. Прозвучали соната для скрипки и фортепиано №4 ля минор, опус 23, соната для скрипки и фортепиано Сезара Франка, «Румынский танец» Белы Бартока. Неповторимый, насыщенный тембр скрипки немецкого виртуоза покорил зал. И, конечно же, без рук и души музыканта ни одна скрипка не запоет...
— Мне кажется, решение, которое принял Алексей Ботвинов, — не только мудрое, но и человечное по отношению к нам, исполнителям, у которых появилась возможность снова выйти на сцену, — сказал Линус Рот после концерта, обращаясь к слушателям. — И к аудитории, у которой появилась возможность снова собраться вместе, потому что собираться вместе и слушать выступление в концертном зале — это не то же самое, что включать музыку на проигрывателе дома. Алексей вернул нам пищу для души, я безумно благодарен ему, я восхищаюсь им, зная, через что ему пришлось пройти, чтобы сделать это возможным.
Сам же Алексей Ботвинов пригласил меломанов посетить в июне 2021 года Седьмой фестиваль Odessa Classics. И пусть музыкальному празднику больше ничего не помешает: ни коварные вирусы, ни дурацкие сообщения о минировании.
Мария Гудыма. Фото Олега Владимирского