|
В конце прошлой недели, накануне запланированного на 19 декабря в Киеве саммита Украина — ЕС, в Одессу приехал лидер Народного Руха Украины, народный депутат, член Комитета по вопросам европейской интеграции Верховной Рады, экс-глава МИД Украины Борис Тарасюк.
Поездку в четыре южные области страны, включая Одесскую, Б. Тарасюк запланировал, как сам сказал, для того, чтобы встретиться с региональными лидерами партий, входящих в Комитет сопротивления диктатуре, — «сверить часы, получить информацию из регионов и поделиться той информацией, которой располагаю...».
На пресс-конференции Борис Тарасюк, естественно, комментировал и ситуацию накануне саммита Украина — ЕС.
— Я только вернулся из Брюсселя, и замечу, что там сформировалась стойкая негативная позиция в отношении процессов, происходящих в Украине. Нынешняя власть, вопреки своим заявлениям о курсе на евроинтеграцию, подрывает именно этот курс. Не скрою, в Евросоюзе были разговоры о том, нужен ли вообще саммит Украина — ЕС в Киеве 19 декабря. Пришли к выводу — он состоится. Но второй вопрос — состоится ли в рамках саммита парафирование соглашения об ассоциации?
Прогноз Бориса Тарасюка: парафирование состоится, но не в рамках саммита, а как техническое действие, поскольку парафирование не несет юридических последствий для обеих сторон.
— Парафирование — это фактически означает, что на каждой странице будут поставлены инициалы главных ответственных лиц с обеих сторон. Это говорит о том, что ничего, что уже напечатано и о чем договорились стороны, не будет изменено. Это техническая процедура. Конечно, если бы взаимоотношения Украины и ЕС были нормальными, а не такими, как сегодня, то из этой технической процедуры можно было бы сделать политическое событие. Но этого не случится.
Как разъяснил Борис Тарасюк, после процедуры парафирования состоится процесс технического согласования официальных текстов на всех языках стран Евросоюза в течение 4—6 месяцев. И «если ситуация в Украине не изменится, и претензии, выдвигаемые Евросоюзом, останутся, мы можем не дождаться в следующем году официального подписания соглашения об Ассоциации. А значит, не начнется процедура ратификации этого соглашения — следующая после подписания процедура».
Какие угрозы несет Украине нератификация соглашения? Как ответил Борис Тарасюк, соглашение приобретает законную силу только после ратификации парламентами всех стран-членов ЕС, Европарламентом и Верховной Радой Украины. Причем соглашение о зоне свободной торговли обязательно должны ратифицировать Европарламент и ВР Украины.
— Неподписание и нератификация соглашения, а значит, отсутствие юридических обязательств обеих сторон, приведут к тому, что украинская власть фактически не будет связана обязательствами, а они довольно жесткие — права человека, демократия, верховенство права... Плохо это или хорошо? Я думаю, плохо. Украина в конце концов должна определиться со своим цивилизационным выбором. Это сделали 20 лет назад страны Центральной и Восточной Европы, а Украина все еще топчется на месте. Пока мир не знает лучших стандартов, лучшего уровня жизни, чем в странах Евросоюза. К примеру, средний уровень внутреннего валового продукта на душу населения в странах ЕС — 30,5 тыс. долларов. Самый большой он в Люксембурге — 82 тыс. долларов. наименьший в Болгарии и Румынии — 12-13 тыс. долларов. А в Украине — 7 тыс. долларов. Надо делать выводы, — говорит Борис Тарасюк.
Дора Дукова