|
Циклом из трех концертов своих нынешних и бывших учеников — студентов и выпускников Одесской национальной музыкальной академии (ОНМА) им. А. В. Неждановой, солистов оперных театров, — представила творческий отчет заведующая кафедрой сольного пения ОНМА, профессор, академик, народная артистка Украины, лауреат нашего газетного конкурса «Люди дела» Галина Анатольевна Поливанова.
Отчет был подготовлен по случаю ее юбилея (см. «ВО» от 2 апреля с.г.). И, полагаю, я не окажусь дерзкой, если назову нынешний 2019-й год — «годом Поливановой» для всей музыкальной общественности юга Украины...
ТОЛЬКО что вернувшись из отпуска, я посмотрела и послушала — две программы... что называется, с воздушного корабля — на бал! Потому что это оказался роскошный праздник. Более того, это получился высочайшего качества готовый филармонический продукт, достойный внимания самых придирчивых меломанов: хорошо отрежиссированные вокальные шоу, отмеченные высочайшей сценической культурой... а какая еще и может быть — у Поливановой?!
Я думала, после концерта придется еще мучить их инициатора уточняющими вопросами: человек готовил программы, выложился, устал, но куда ему от журналиста деться, — ан, спрашивать ни о чем и не пришлось. Галина Анатольевна комментировала выступления своих питомцев по ходу программы, и сложно сказать, чего она о них, о солистах, не знает: это — «ее дети»! Кто понимает, что такое вообще Артист, тот смекнет, о чем я тут скажу. Забвение себя, в силу природы вещей, в список артистических добродетелей не входит. А Поливанова, уж столько лет не перевоплощаясь в героинь на сценических подмостках, перевоплощается — в каждого из своих студентов, до полного растворения.
В программу концертов Поливанова включила отрывки из тех оперных произведений, в которых когда-то выступала сама.
Конечно, концертное исполнение — это не то же самое, что оперную партию во взаимодействии пропеть. Но какая была явлена рафинированная культура! Какая у всех тонкость фразировки, какие нюансы интонирования, какая отменная дикция! Это — помимо собственно вокальных данных, которые, в огранке Поливановой, сверкают неповторимыми красками. Ведь, согласитесь, важное достоинство певца — это когда его голос ни с каким не спутаешь. Итак, кто же они? Отметим попутно: все как один — лауреаты многих международных конкурсов.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ были баритоны. Илья Маркив, 25 лет; специально приехал на концерты из Измаила; кстати, служит диаконом в церкви. Гарри Гукасян: в 2011 году приехал в Одессу из Святогорска, после окончания Артемовского музыкального училища и, будучи еще на третьем курсе ОНМА, был особо замечен тогдашним главным дирижером Одесской оперы Александром Самоилэ и приглашен солистом в театр, — пел ведущие партии в операх Чайковского, вообще освоил обширный репертуар... а тут — война на Донбассе, а родители — остались «там», заложники ситуации, и нужно помогать, поддерживать!..
Чжао Цзиюань: в консерватории его зовут просто «Джо», — басовые партии. «Я буду очень грустить, когда он уедет», — заметила Галина Анатольевна. Бас Денис Богачов: великолепие, во всех отношениях, включая счастливую внешность; а тембр голоса, очень богатого, унаследовал от отца — друга Поливановой: безвременно, в 43 года, ушедшего из жизни Валентина Богачова, оставившего четверых детей. «Это был человек-солнце», — вспоминает Актриса...
Виталий Ончуленко: поступал в ОНМА с «плачем Федерико» из «Арлезианки» Ф.Чилеа — и приемная комиссия аплодировала; уже солистом проработал 8 месяцев в Китае; отец двоих детей. «Я тебе очень благодарна как педагог», — сказала на концерте Наставница. Тенор Михаил Димов: прекрасные качества голоса и увлечение французским языком.
...А прекрасные дамы! Ирина Долгополая, воплощенное изящество. «Когда я принимаю студентов, я всегда обращаю внимание на красивых женщин, — комментирует Поливанова. — Актриса должна быть красивой. Ну, как: Ира — красивая? И молодец: держит форму одесской вокальной школы!». Елена Невельская, меццо — это редкостный тембр; спела арию Кащеевны, из оперы Римского-Корсакова: «не все меццо берутся это петь», отметила ее педагог.
Не секрет, что в наши дни консерватории выживают за счет контрактников, а едва ли не большинством таковых являются китайцы, массово ринувшиеся осваивать европейский музыкальный рынок. Вот же сверхдобросовестный народ: это же полная ломка голоса и слуха, у них же природно совершенно иной мелос, и каково приходится нашим педагогам! И вот вам — сопрано Дар Вейна: и Моцарт, и Доницетти — всё вполне по-европейски, а ведь пела в Пекинской опере! «Очень ответственный человек», — характеризовала солистку Галина Анатольевна.
Анна Богач, Оксана Демьянчук; Ирина Хантя: «готовая субретка», — шепнула мне Поливанова; на зажигательную Ирину, избравшую так называемый легкий жанр, обратить бы внимание нашему Театру музкомедии, не прогадал бы. Лилия Давиденко, баянист и меццо: всё при ней, и голос, и красота, и внешностью — чистая Кармен; работает в ансамбле украинской музыки, песни и танца «Чайка» при филармонии. Лариса Горелик, кандидат искусствоведения — исполнительница камерного репертуара, спела романсы У. Уолтона; заслуженная артистка Украины Наталья Шевченко...
МНЕ БЫЛО особенно приятно увидеть — уж сколько лет не виделись — в зале любимую ученицу Галины Анатольевны: она специально примчалась из Киева, «моя Танька», как называла ее Учитель, — народная артистка Украины Татьяна Анисимова, солистка Национальной оперы. Ах, хороша. И, полагаю, не устает творчески расти... вот только оперное искусство, классическая музыка нынче в стране что-то не в фаворе, печально отмечает Татьяна.
И что? «Петь, даже когда тебе трудно!» — бросает в зал Актриса и Учитель. Петь! Не терять достоинства... и куража. Помните фильм «Грек Зорба»? Если тяжко — танцуй!..
«Я в папу пошла, — тихонько говорила мне Галина Анатольевна, когда все мы собрались после концерта в ее кабинете на своего рода оперный «джем-сейшн», на котором вовсю состязались баритоны, а потом ка-ак ворвался тенор, Константин Андреев, которого на международном конкурсе благословил сам Пласидо Доминго, да ка-ак выдал «О, соле мио»! — Никогда не сдаваться! — продолжает виновница торжества. — А что?! Я в юности из нагана стреляла, знаете, как?! Из винтовки выбивала 98 из 100!».
А певучесть — от покойной мамы Антонины. Голос, не тембр. Мама, вспоминает Галина Анатольевна, пела народные песни и романсы, у ней было контральто — «тяжелый голос»; пела по-простонародному да эдак разудало, с цыганщиной. И юная Галя, поступая в консерваторию, так запела, что комиссия в изумление пришла и спросила: «А отчего вы поете не своим голосом?». «Так мама же...» — не растерялась Галя.
...И, о чудное мгновение: Галина Анатольевна, извинившись, что-де не очень в голосе — зато, свидетельствую, «в чувстве»! — поет нам свою любимую арию Женьки Комельковой, «Жди меня», на стихи Константина Симонова, из оперы Кирилла Молчанова. Эх!.. Поливанова возглавила консерваторскую кафедру в 1976 году, а опера родилась в 1973-м, еще не была тогда широко раскручена, да и ныне не особо, — а какая бы в Одессе могла состояться Женька! Еще тот характер!..
«В паспорт артиста не заглядывайте — музыканты не имеют возраста!».
Много пели и играли на этом неофициальном «сейшне». В том числе любимую песню Галины Анатольевны «Берегите друзей» на стихи Расула Гамзатова. «Это мое кредо», — говорит она; с Гамзатовым была знакома лично...
...Выложился сполна и пианист: Андрей Турбинский; в программе он исполнил, кстати, вариации В.Горовица на темы оперы «Кармен» — то, что не все пианисты, по замечанию Поливановой, решаются играть. Крики «браво» и долгие аплодисменты засвидетельствовали: дерзкий номер прошел на «ура»!
Вообще, на славу потрудились концертмейстеры: Виктория Савченко, Вероника Струк, Элина Экономова, Екатерина Еремеева, Виола Демидова, Ольга Чистова, Ольга Филатова, Игорь Парада, Наталья Изуграфова, Марина Кичерская. А в первом концерте, который я пропустила, как раз были и «взаимодействия», то бишь дуэты: выступили тут Лариса Зуенко, Татьяна Анисимова, Татьяна Спасская, Юлия Терещук, Наталья Каданцева, Иван Фляк, Павел Смирнов, Виктор Шевченко...
И вот тут, в продолжение этих отчетных концертов, в которых Учитель не уставала благодарить и еще раз благодарить — учеников, до меня вдруг дошло: да эта невероятная женщина, эта актриса, этот непререкаемого авторитета педагог, «гранд-дама вокальной кафедры», — она же пожизненно держит экзамен! И держит со всей ответственностью. И соответствует. Каждый прожитый день для нее — экзамен. И до сих пор она не склонна считать себя «круглой отличницей». И по сей день — волнуется: достойно ли отвечу на очередной вызов. Но куража не теряет никогда. Разве по ней, неизменно величавой, скажешь, что даже и ей бывает, наверное, страшно?..
— Господи, — спохватывается она, полушутя-полувсерьез, на концерте, — я же тут без конца говорю о любви! То страсть, то любовь... о, хорошо-то как.
Тина Арсеньева. Фото автора