|
Презентация романа «Человек с Преображенской», посвящённого 165-летию со дня рождения известного изобретателя Иосифа Тимченко, состоялась во Всемирном клубе одесситов. Надо полагать, скоро в тех же стенах увидим и роман о Вере Холодной.
Автором романа является полтавчанин, историк и археолог кинематографа Сергей Гавриленко. Двухсотстраничное историко-биографическое произведение, выпущенное полтавским изданием «Копи-Принт» тысячным тиражом в нынешнем году, написано на основе научных исследований и документов, относящихся к жизни и деятельности известного изобретателя и ученого Иосифа Тимченко, и охватывает период создания им оригинального механизма для демонстрации «движущихся картинок» — прародителя кинематографа.
— Эта книга основана на научных фактах, которые собраны украинскими историками кино. Она может быть интересна всем, кто интересуется историей мирового и отечественного кино, а также историей жизни известных личностей, живших в Одессе в конце XIX — начале ХХ столетий, — говорит Сергей Гавриленко.
Механик, изобретатель, ученый Иосиф Андреевич Тимченко родился 26 ноября 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии. В 1874 году вместе с друзьями отправился в Одессу, где прожил всю последующую жизнь. С 1880 работал механиком физико-математического факультета Новороссийского университета. На ссуду в 15 тысяч рублей построил новое здание мастерских на Преображенской. В 1875 году он разработал устройство для проверки манометров паровых котлов, в том же году изготовил первые в мире электрические часы, которые были подарены императору Александру II, а затем отправлены в Санкт-Петербург, сконструировал программное механическое устройство для слежения за движением небесных тел по орбитам, которое было использовано в Одесской обсерватории.
Тимченко разработал также микрохирургические инструменты для глазных операций, принимал активное участие в разработке и создании аппаратуры магнитно-метеорологической обсерватории на Малом Фонтане, в том числе анемографа, плювиографа, анеморумбографа и пишущего ртутного барометра. Изобретатель стал обладателем четырех золотых и четырех серебряных медалей крупнейших российских и зарубежных выставок.
Наибольший резонанс в прессе получило изобретение Тимченко, связанное с кинематографом. В 1893 году он совместно с профессором Московского университета физиком Николаем Любимовым разработал «улитку» — скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе. Этот же механизм использовался и в «кинетоскопе», спроектированном совместно с Михаилом Фрейденбергом. «Снаряд для анализа стробоскопических явлений» был впервые продемонстрирован 9 января 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Сергей Гавриленко вместе с механиком Нестором Кисленко (он же проиллюстрировал книгу авторской графикой) сумел воссоздать данный «снаряд».
Но идеи носятся в воздухе, и вот уже братья Люмьер изобретают киноаппарат и проводят сеансы, в том числе и в Одессе. Сергей Гавриленко воссоздал в книге эпизод, когда Тимченко приглашает французского киномеханика на обед с задней мыслью: выведать о тонкостях устройства механизма.
«Рассказывать ему историю о создании мной и Любимовым «снаряда для анализа стробоскопических эффектов», а также о первой съемке при помощи кинетоскопа Фрейденберга я не стал.
— Вы знаете. Мишель, мне больше понравились ваши документальные съемки, чем идущие поезда и движущиеся люди, — искренне признался я.
— Мне тоже кажется, что людям, в конце концов, надоест смотреть на движущиеся картинки, и они захотят чего-то большего, так сказать, осмысленного, — вполне уверенно заявил Мишель.
— Да, это, несомненно, так, — подтвердил я и продолжил разговор. — Как этот аппарат ведет себя в обслуживании?
Мишель чуть прищурился, секунду размышляя, стоит ли мне все рассказывать, но потом ответил:
— Вы знаете, Иосиф, бывает по-разному. Иногда без проблем, а иногда он начинает рвать пленку на перфорации. В результате кадры начинают «прыгать» на экране.
Через час, хорошо накормив, мы с Николаем отпустили нашего гостя в гостиницу, а сами отправились домой. По дороге Николай задал только один вопрос:
— Отец, но вы же это изобрели еще два года назад?
Я смог только улыбнуться в ответ.
Приехав домой, я уселся в свое любимое кресло, одиноко стоящее в кабинете, и подумал: а ведь зубчатый барабан для продвижения пленки после прохождения ею кадрового окна был бы намного более удачным решением. Перфорация на пленке не подвергалась бы таким нагрузкам, как при помощи грейфера, да и устойчивость кадра при съемке и проекции была бы намного лучше! Когда-то этот вариант я предложил Фрейденбергу...
Я встал с кресла и, подойдя к столу, взял лист бумаги, написав на нем только одну фразу:
«Ничего нового для себя я сегодня не увидел!».
При деятельном участии одессита Сергея Куркаева авторам удалось пойти гораздо дальше и на основе изобретения Тимченко сделать простую кинокамеру, которую вполне можно было создать в те годы, и снимать себе фильмы, опередив братьев Люмьер: «Кино могло бы быть!..». Этой камерой на старую кинопленку, затерявшуюся на складах кинофакультета Киевского университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, сняли празднование 220-летия Одессы практически в том же качестве, в котором пребывают оригиналы немых фильмов. Это доказывает, говорит Гавриленко, что даже в условиях технологического коллапса можно взять бабушкину мясорубку, переделать под кинокамеру и — снимать!
Мария Гудыма. Фото Снежаны Павловой