|
К новогодним каникулам Одесский театр юного зрителя подготовил спектакль «Самый лучший Карлсон» — музыкальную сказку по мотивам произведений Астрид Линдгрен.
Какая же прелесть этот хулиган с пропеллером, и все истории, которые приключились с Карлсоном и Малышом! «Самый лучший Карлсон» наверняка станет долгожителем репертуара. Прежде всего следует снять шляпу перед заслуженным художником Украины Николаем Вылкуном, выстроившим на сцене миленький интерьер квартиры, где проживает шведская (в прямом смысле этого слова) семья. За окном мансарды, служащей комнаткой для Малыша, сияют звезды и пролетает (разумеется, на тросах) очаровательный пузан Карлсон (Валентин Сальников в этой роли демонстрирует стопроцентное попадание в образ). Комбинезончик Карлсона с заплатками, одежка Малыша, живописные лохмотья воришек и сногсшибательный наряд фрёкен Бок — заслуга художника по костюмам Оксаны Азаровой.
Малыш в исполнении Янины Крыловой — тоже прелесть, даже удивительно, как легко и убедительно эффектная в ролях принцесс актриса перевоплотилась в маленького пацаненка, которому вроде бы и хорошо живется в семье, но только не с кем пошалить и полюбоваться звездами. Папа в командировке, мама вечно у плиты, сестра во власти первых влюбленностей и свиданий, ей лишь бы под ногами братец не путался... Роль сестры Малыша, кокетки Бетан играют в очередь Елена Шаврук и Надежда Машукова, и каждая смотрится со сцены подростком, вот такая специфика у ТЮЗа, сама работа в нем омолаживает! В роли ухажера Бетан по имени Пелле удалось увидеть Сергея Гутько, создавшего образ мальчишки-«ботана», старающегося выглядеть посолиднее перед понравившейся девочкой, впрочем, его легко спровоцировать на игру и драку, тоже ребенок ведь! А Валентина Гульченко на сцене — самая нежная и заботливая мама, какую только можно себе вообразить, с кухонным передником она не может расстаться, даже надевая пальто, это неотъемлемая часть ее образа.
Режиссеры-постановщики Сергей Кочергин и Ирина Охотниченко добились от артистов и умения исполнять танцевальные па, и сохранять узнаваемые характеры персонажей (дети ведь обязательно будут сравнивать с мультфильмом). Воришки Филле и Рулле (Виктор Раду и Сергей Гутько) более чем узнаваемы, а как задорно они исполняют песенку с припевом: «Мы крутые пацаны и держим свой авторитет!». Музыка композитора Влада Ващенко отлично дополняет действие: тут и куплеты мошенников, и танго с домоправительницей, и лирические мотивы, связанные с детскими печалями.
Ну, само собой, фрёкен Бок — это на сладкое, это воплощенная сдобная плюшечка, до которых она такая мастерица и охотница. Одесская фрёкен Бок не такая уж домашняя, она порядком-таки злая, внешне яркая и наступательная, одета в платье и шляпку предостерегающей черно-желтой раскраски, дамочка в соку, ей всего 72 и ни днем больше!
Владимир Питеров рисует свою домоправительницу-домомучительницу, воспитывающую детей по «железной системе» столь же предостерегающими красками. Если детям все и всегда запрещать, как ей кажется правильным, они начинают вести тайную жизнь, и из них порой получаются воришки, как из ее племянника Филле! Прозрение и потеря жизненной платформы смягчают злюку, и маленькие зрители даже начинают ее любить, когда она, уже спятившая с ума от «курощений» Карлсона и его подружек, летучих мышек, жалобно бормочет: «Кошечки — мяу-мяу, собачки — тяв-тяв...». Надо заново собрать свой мир по крупицам — но она справится!
Конечно, наказание эта тетушка Филле заслужила, зрители помнят, как рыдал Малыш, найдя после ее уборки в своей комнате пустые полки (мы видели домоправительницу, сорвавшую с полочек картинки с изображением мальчишечьих богатств, игрушек и камешков и отправившую все за окошко). Хорошо бы стал «Самый лучший Карлсон» спектаклем для семейного просмотра, родителям тоже полезно и совсем небезынтересно его увидеть. Хотя и педагогам, приводящим ребят целыми классами, полезно взглянуть на себя со стороны, приучать детей слушаться доброго слова, а не окрика...
Остается добавить, что музыкальная сказка идет все зимние каникулы по два раза в день, в 10.00 и в 12.30.
София Левкович. Фото Олега Владимирского